- Арт-новости
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun
Молодые художники: создавай и властвуй. Часть 6
ARTinvestment.RU 28 августа 2020
AI разбирается в понятиях и функциях агента и персонального менеджера художника
В одном из первых материалов серии «Создавай и властвуй» мы рассказали о необходимости для молодого художника работать с галереей и дали рекомендации по ее самостоятельному поиску. Однако, проводя образовательные вебинары от AI, мы все чаще слышим вопрос: как найти агента, который помог бы с этим поиском? Другими словами, чем больше мы рассказываем о правилах продвижения молодых художников — тем больше художники понимают, что объем необходимой маркетинговой работы лучше доверить третьему лицу, сосредоточившись на творчестве. В этой связи считаем правильным задать встречный вопрос художнику: вам нужен агент или все же персональный менеджер? И, не дожидаясь ответа, дадим его сами.
Для начала разберемся с определениями (не стоит отдельно добавлять «общепринятыми в международной практике», или все же стоит?):
• Агент художника — физическое или юридическое (но всегда публичное) лицо, которое обеспечивает продвижение художника с целью продажи конечного продукта: контракта, произведений искусства, отдельных прав и лицензий;
• Менеджер художника — персональный ассистент, который действует от имени художника (а иногда просто подписывается его именем) в рамках ежедневной работы по развитию его карьеры: оформляет заявки на гранты, резиденции и конкурсы, ведет от имени художника его сайт и социальные сети, рассылает презентации галереям, помогает в организации выставок и общении со СМИ, а также занимается текущими юридическими вопросами и отчетностью.
Важно понимать, что «агент» — это не профессия, а функция. Так, агентами могут выступать: сами галереи после подписания контракта, арт-дилеры с сильной клиентской базой, публичные лица (из числа друзей, функционеров арт-рынка или известных персон — от топ-моделей и писателей до спортсменов и блогеров), члены семьи художника. Единственное исключение, при котором агентская работа становится профессией, — когда создается арт-агентство, ведущее карьеры нескольких художников одновременно. Менеджер художника также может выступать агентом, однако это не всегда выгодно самому автору: поскольку основная задача агента — продвигать через продажи, эта работа должна быть поручена лицу с именем и связями.
Проведем аналогию с киноиндустрией, в которой слово «агент» встречается едва ли не чаще, чем в любой другой коммерческой сфере. Агент в кино — актера, режиссера, сценариста — это человек, задачей которого является временно продать услуги своего подопечного кинокомпании в рамках определенного фильма (серии фильмов). Кинокомпания не выкупает контракт актера полностью, а далее — не продает этот контракт другому, более крупному производителю или прокатчику фильмов: после завершения проекта творческая единица снова возвращается под крыло агента (успешные агенты продают услуги подопечного наперед, пока он занят в текущем проекте). При этом вместе с актером по всем кинокомпаниям кочует и его персональный ассистент, в основном следящий за расписанием и исполнением кинокомпанией контрактных обязательств по части гипоаллергенного клея для парика и наличия на площадке любимой пиццы артиста. Любые нарушения контракта — и ассистент оповещает об этом агента, который разворачивает громкую кампанию в СМИ по поводу ущемления прав своего клиента. Целей у такого пиара две: выбить у продюсеров фильма неустойку, разделив деньги с актером, и привлечь к себе дополнительных клиентов среди творческих единиц.
В арт-индустрии все по-другому: агент не продает художника в краткосрочные проекты, его задача — связать того с галереей и обеспечить долгосрочный контракт. А самому — попытаться остаться в доле с художником на максимально длительный срок. По окончанию контракта с одной галереей художник (если он доказывает состоятельность и растет в творческом, маркетинговом и ценовом выражении) переходит в галерею классом выше: выгодно продать контракт — задача нынешней галереи, но не агента. Получается, что роль агента на арт-рынке похожа на функцию челнока в ткацком станке: он постоянно курсирует между свежевспаханным полем молодого искусства, выбирая таланты, — и приводит их в галерею.
Есть и другой класс арт-агентов: они работают не с молодым рынком, а с признанными художниками — т.е. с теми, кто завершил эксклюзивные контракты, прошел карьерную лестницу рынка и наработал свою аудиторию коллекционеров, после чего ушел в «свободное плавание». В этом случае агент продает проекты художника (выставки в отдельных странах или территориях, неэксклюзивные краткосрочные контракты с галереями), лицензии (музейным магазинам, производителям одежды и тиражной продукции) или права на киносценарий по мотивам жизни подопечного. Как правило, в международном поле агенты «молодого рынка» работают со многими художниками одновременно, а в категории «голубых фишек» — ведут дела одного успешного художника.
В отечественной практике пока что все кувырком: галереи стран СНГ (за редким исключением) не вкладывают деньги в художников, не замыкая полностью его карьерное продвижение на себе, таким образом, роль агентов сводится к одним лишь продажам. А при краткосрочной работе художника с галереями в рамках одной выставки — к спорам с галереей и художником о том, как делить доход с продажи работ (галерея будет настаивать, что ее процент обсуждению не подлежит, а свою долю художник может делить с кем хочет по собственному усмотрению — и будет абсолютно права). В то же время арт-менеджер — нанятый на зарплату художником исполнитель механических функций — рано или поздно обрастет связями и попытается продавать самостоятельно, чем внесет сумятицу в работу художника с агентом или галереей. Третий вариант конфликта: от арт-менеджера, ночами рассылающего заявки на конкурсы и гранты, художник неожиданно потребует продаж: дескать, ты занимаешься моим продвижением, где деньги?
На Западе выпускники творческих ВУЗов обычно собираются в инициативные группы: несколько художников, один арт-менеджер и один молодой куратор объединяются и пару лет работают вместе — на перспективу, изучая рынок, нарабатывая связи и набивая шишки. Отечественный художник чаще всего покидает стены академии «голым», причем трижды — в плане информации об основах продвижения, в плане связей, позволяющих найти менеджера или агента, и в плане внутреннего рынка страны — который его не ждет, но не из-за высокой конкуренции (как в остальном мире), а по причине собственного становления. А из обрывочных знаний, доставшихся в процессе обучения, молодой художник смутно помнит две вещи: ему непременно нужен агент и кровь из носу необходимо попасть на аукцион. Совместив эти два факта в один, художник посвящает следующие годы поиску агента (причем, как минимум, уровня Амбруаза Воллара) с целью совершения публичной продажи. Хотя на самом деле ему нужен арт-менеджер, чтобы завести вебсайт и искать резиденции и гранты. А там, глядишь, и агент появится.
В заключение обратимся к тем, кто решится взять на себя функцию агента. «Кавалергарда век недолог», — помним мы слова известной песни. То же можно сказать и о хронологии ваших отношений с молодым перспективным художником: чем выше уровнем будет галерея, в которую вы сможете определить своего клиента на хорошее довольствие, тем больше шансов, что ваши отношения прекратятся (по требованию самой галереи — в первую очередь, по желанию художника — во вторую). К тому же не стоит забывать, что 2020 год многое изменил в работе художника с галереей и в принципах поиска коллекционерами новых имен. Последние все чаще ориентируются на самостоятельный поиск и изучение новых Баския и KAWS’ов, а художники объединяются в тематические или региональные группы с целью упрощенного и эффективного поиска в Сети. В этой связи AI прогнозирует развитие (они уже появились) арт-агентств, занимающихся не просто несколькими именами, но молодыми художниками определенного направления или страны и обеспечивающих грамотную визуализацию, контрактную систему и продвижение творческих единиц.
В напряженном выборе между арт-агентом и арт-менеджером сегодня художнику следует рассмотреть и этот, третий вариант. Группового менеджмента вам бояться не стоит. Вы хотели рынка? Рынок — это конкуренция. А главное сегодня — это грамотно представить вас на международном рынке. Ищите того, кто сделает это лучше.
https://artinvestment.ru/invest/painters/20200828_young.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20200828_young.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Арт-новости
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun