Русское фотографическое общество
ARTinvestment.RU   03 июня 2013

Фотографии, созданные мастерами Русского фотографического общества, представляют не только музейную ценность, но и интерес для инвестиций

Фотоискусство берет свое начало в 1839 году, когда в Париже был сделан первый дагерротип. Россия сразу же узнала и приняла новое изобретение, хотя бурные споры о том, к ремеслу, науке или искусству стоит его относить, сопровождали его со дня обнародования. К концу XIX века большой спрос на фотокарточки способствовал бурному развитию фотографии в России — приобреталась фотографическая техника, в разных городах создавались объединения любителей светописи. В 1878 году в Императорском Русском техническом обществе создали специальный отдел «по светописи и ее применению», который занимался фотовыставками и издавал журнал «Фотограф»; известными его деятелями были Сергей Левицкий, Андрей Карелин и Сергей Прокудин-Горский. А в 1894 году группой фотографов, профессионалов и любителей, было создано Русское фотографическое общество (РФО).

Целью РФО было развитие фотографии по всей России. В 1894-м общество насчитывало всего лишь 40 членов, в последующие годы их количество перевалило за тысячу. В РФО легко было вступить (только уплата членских взносов и никаких требований и обязательств), но и выйти из общества было просто, поэтому состав его постоянно изменялся, но приток новичков был всегда. В обществе были пожизненные и почетные члены, на трехлетний срок избиралось правление и председатель. Финансовые затраты РФО покрывались членскими взносами, а также частными пожертвованиями; основной статьей расходов были расходы на аренду помещения. С 1896-го общество размещалось в Пассаже Попова на Кузнецком мосту, в 1920-х — на Кропоткинской улице (Пречистенка) в здании Государственной академии художественных наук.

РФО занималось организацией фотографических конкурсов, выставок, а также исследованием проблем художественной фотографии. На собраниях неоднократно поднимался вопрос о статусе фотографии как нового вида искусства. Фотографов также волновал вопрос об авторском праве на созданные работы; они хотели быть наравне с художниками, занимаясь творчеством, а не ремеслом. Формулировка «фотографическое ремесло» появилась и закрепилась в 1850-х, когда, для того чтобы открыть свое ателье, фотографы должны были подать прошение в Московскую ремесленную управу и получить разрешение «заниматься фотографическим ремеслом». Примечательно, что в то время любителями считались те, кто занимался художественной фотографией, а профессионалами именовались те, кто работал в студиях и павильонах, снимая многочисленные портреты на заказ.

Известными членами РФО были С. М. Прокудин-Горский, А. О. Карелин, С. А. Лобовиков, Н. А. Петров, А. С. Мазурин, М. П. Дмитриев, А. И. Трапани, Н. И. Бобир и К. А. Фишер. После Октябрьской революции основной костяк общества составили фотографы Н. П. Андреев, А. Д. Гринберг, Ю. П. Ерёмин, С. К. Иванов-Аллилуев, Н. И. Свищов-Паола, В. И. Улитин и П. В. Клепиков.

В 1906 году вышел в свет собственный журнал общества «Повестки РФО в Москве», чтобы оповещать о новостях в мире фотографии и внутренних делах РФО всех членов общества, число которых в начале 1900-х достигло 1400, включая иногородних. В 1908-м «Повестки» преобразовались в «Вестник фотографии»; журнал стал уделять внимание не только технической стороне фотографии, но и художественной.

В 1900-х РФО испытывало трудности в управлении таким большим количеством членов, на заседаниях больше внимания уделялось административным и хозяйственным вопросам, а не художественным проблемам фотографии. Вследствие этого среди членов общества росло недовольство, и многие покидали РФО. В 1911-м на чрезвычайном собрании общества было переизбрано правление, соредактором и руководителем художественного отдела «Вестника фотографии» назначили фотографа Николая Петрова. Петров направил художественную фотографию в другое русло, считая, что нужно воспитывать вкус у фотографов в России и на страницах журнала знакомить с шедеврами мировой художественной фотографии. По мнению Петрова, идеалом художественной фотографии должно быть не точное воспроизведение действительности, к которому стремились многие фотографы, а претворение действительности в художественные образы. Целью журнала он видел поиск места русской фотографии в фотографии мировой.

Петров поддерживал любые новаторские движения, в частности «размытую» пикториальную фотографию. Консерваторы были против такого «уродливого направления», считая резкость в снимке главным. В журнале велась жаркая полемика о документальной и художественной фотографии. Это стало яблоком раздора, и в 1913-м правлению РФО пришлось признать разделение течений в обществе: меньшинство — сторонники художественной фотографии, большинство — сторонники регистрирующей (документальной) фотографии. Но обвинять Петрова в приверженности художественной фотографии в ущерб документальной продолжали, и в 1914-м он покинул редакцию «Вестника».

Во времена Первой мировой войны и революции РФО временно приостановило свою деятельность. В тот период регистрирующая фотография заняла ведущее место, так как нужны были резкие кадры для газет и журналов. После гражданской войны РФО было восстановлено. Среди членов общества появилось четкое разделение на фотохудожников старой школы и фоторепортеров с партийной направленностью.

В 1920-х фотографы РФО, а именно художественной секции, принимали участие в международных выставках — в Лондоне в 1922–1925, в Нью-Йорке в 1923, в Париже в 1924–1925 — и получили немало наград.

В 1922-м Государственная академия художественных наук (ГАХН) взяла Русское фотографическое общество под свое крыло. Вместе они провели целый ряд исследований и выставок под общим названием «Искусство движения». Фотографы исследовали движение в танце, спорте, физкультуре. Интерес к этой теме был связан с приездом в СССР американской танцовщицы Айседоры Дункан и с ее концепцией свободного танца. Первая выставка «Искусство движения» состоялась в 1925-м под эгидой ГАХН и была закрытой для публики, так как было выставлено много снимков обнаженной натуры, что могло вызвать неодобрительное отношение некоторых инстанций. Вторая выставка состоялась в 1926-м, третья — в 1927-м, и последняя, четвертая, — в 1928-м. В советской стране фотографии даже полуобнаженной натуры воспринимались настороженно. Вскоре в «Советском фотографическом альманахе» вышла в свет разгромная статья, в которой участники выставок «Искусство движения» были объявлены проводниками буржуазного влияния, а обнаженная натура названа «грязноватым пережитком капиталистических отношений». Эта статья и последующий вал «критики» привели к тому, что в 1930-м было распущено Русское фотографическое общество, а также прекратила свое существование Государственная академия художественных наук.

Критика и яростные нападки остались в прошлом, а фотографии мастеров светописи, в том числе и с выставки «Искусство движения», с гордостью включают в свои собрания музеи и частные коллекционеры.

Андрей Осипович Карелин (1837–1906) вступил в РФО в 1895-м. Он был не только талантливым фотографом, но и художником, закончил Санкт-Петербургскую академию художеств. В 1860-х он переехал в Нижний Новгород, где открыл свое фотоателье. В 1870 году Карелин вместе с художником И. И. Шишкиным создал альбом «Нижний Новгород». В основном Карелин снимал виды Нижнего Новгорода и художественные портреты в своей мастерской. Он удостоился многих наград в области фотографии, в 1878-м стал членом Французской национальной академии искусств. В 2007-м на торгах Artcurial в Париже фотографию Карелина «Подаяние» купили за пять с половиной тысяч евро.

Фотограф из крестьян Пётр Петрович Павлов (1860 — не ранее 1924) был членом РФО со времени его основания. У него была своя фотомастерская в Москве, на Мясницкой. Павлов снимал портреты, виды Москвы, сцены городской жизни, а также театральные фотографии. Он сотрудничал с Московским Художественным театром, широко известен его снимок «Чтение “Чайки” А. П. Чеховым артистам МХТ» (1899). В коллекции Государственного Литературного музея хранятся 24 фотографии Павлова с видами Москвы. В 2012 году на торгах Российского аукционного дома в Москве фотографию Павлова «Механизм курантов Московского Кремля» купили за 120 тысяч рублей.

В 1900-е годы Николай Александрович Петров (1876–1940) был значимой фигурой в фотографических кругах. Петров изучал фотографическое дело в Германии, в Карлсруэ, затем жил в Киеве, где преподавал фотографию в различных институтах, успешно участвовал в выставках, а также основал Киевское объединение фотографов и фотолюбителей «Дагерр». С 1906-го он был иногородним членом РФО. В 1911–1914 возглавлял художественный отдел журнала «Вестник фотографии», где занимался исследованием отечественного и зарубежного фотоискусства. В 2008-м на торгах Bonhams в Лондоне за фотографию Петрова «Беспризорник» заплатили 1 320 фунтов.

Фотограф Максим Петрович Дмитриев (1858–1948) учился в мастерской Карелина в Нижнем Новгороде. В 1887-м он открыл свое фотоателье. Дмитриев снимал виды Поволжья и Нижнего Новгорода, городские пейзажи и сцены деревенской жизни. Дмитриев был членом РФО с самого его основания. Он был фотографом-документалистом, снимал в жанре публицистической фотографии: в 1891–1892 помогал голодающим Поволжья, создал серию документальных снимков деревень «Неурожайный год 1891–1892»; снял серии «Старообрядческие скиты», «Коллекция типов и быта народов России». В 1992 году в бывшем нижегородском фотоателье Дмитриева был открыт Русский музей фотографии. В 2010-м и 2012-м фотографии Дмитриева с видами Нижнего Новгорода выставлялись на торги аукционным домом Binoche et Giquello (Париж) с эстимейтом в 700–750 евро (около 1 тысячи долларов), но покупателя не нашли.

Фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944) приобрел мировую известность благодаря цветным фотографиям дореволюционной России, созданным особым методом тройной экспозиции. Прокудин-Горский изобрел сенсибилизатор для фотопластин, чувствительных ко всему цветовому спектру, он был редактором журнала «Фотограф-любитель». В 1906-м его избрали почетным членом РФО. В 1909-м Прокудин-Горский приступил к решению грандиозной задачи — запечатлеть на цветных снимках всю современную Россию. Он объездил всю страну от Мурманска до Самарканда, снимал людей, деревни, церкви и пейзажи. После революции фотограф эмигрировал во Францию, его коллекция фотографий осталась в России. Вероятно, в 1931-м его коллекция снимков царской России, состоящая из 2 300 тройных негативов, была тайно перевезена из СССР во Францию. В 1948-м наследники фотографа продали коллекцию Библиотеке Конгресса США, но в ней было только 1 902 тройных негатива; судьба остальных 400 негативов неизвестна. В 1991-м была составлена компьютерная база снимков Прокудина-Горского. Информации о местонахождении остальных работ Прокудина-Горского — в частных коллекциях или музеях — или о появлении на аукционных площадках нет.

Творческое наследие многих фотографов РФО редко встречается на торгах или в частных галереях — найти их работы можно только в редких музейных коллекциях. Алексей Сергеевич Мазурин (1846 — после 1915) начинал как фотограф-любитель, но сумел достичь мировой известности. Мазурин снимал романтические пейзажи и крестьянский быт, был членом-учредителем РФО, а с 1899 — его почетным членом.

Карл Андреевич Фишер (1859 — после 1923) прусский подданный, владел фотоателье в Москве, на Кузнецком мосту; был членом РФО со времени основания, в 1898–1907 — его председателем, а с 1907 — почетным членом. Фишер снимал портреты известных писателей, артистов, композиторов, художников; занимался архитектурной и театральной фотографией.

Фотохудожник Сергей Александрович Лобовиков (1870–1941) организовал Вятское фотографическое общество, с 1900-го был членом РФО, с 1913 — почетным членом. Лобовиков участвовал в международных выставках и конкурсах художественной фотографии. В 1927-м состоялась персональная выставка фотографа под эгидой РФО в Москве.

Анатолий Иванович Трапани (1881 — после 1930-х) закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества; с фотографией работал в технике фотоофорта и многоцветного бромойля. С 1910 был членом РФО, а с 1912 — членом правления общества. Трапани один из первых стал снимать обнаженную натуру. В 1917/1918 эмигрировал во Францию, в 1928 переехал в США, работал кинооператором.

Работы одного из самых известных русских фотографов, Александра Даниловича Гринберга (1885–1979), входят в двадцатку самых дорогих русских фотографий. Гринберг — талантливый пикториалист, приверженец эротической фотографии, из-за чего был арестован в 1936-м и обвинен в распространении порнографии. Гринберг был членом РФО с 1906 года. На аукционных площадках его фотографии покупают в диапазоне от 2 до 4 тысяч долларов. В 2010 году на торгах Binoche Renaud Giquello (Париж) за фотографию в стиле ню заплатили 22 тысячи евро, нижний эстимейт был превышен в 7 раз.

Фотограф Юрий Петрович Ерёмин (1881–1948) приобрел известность благодаря фотографиям памятников архитектуры Москвы, а также видов Крыма, Москвы и Подмосковья, снимкам обнаженной натуры. Еремин вступил в РФО в 1910-м, в 1916-м стал членом правления. В 1918-м Еремин открыл свое фотоателье «Сецессион» в Москве. Он принимал участие во всех четырех выставках «Искусство движения». Особое внимание Ерёмин уделял свету. Фотография «Гурзуф» собрала множество наград: ветка на первом плане придавала глубину снимку; этот прием был использован впервые, впоследствии стал своего рода штампом для фотографов и даже получил название «ерёминская ветка». В 2010-м на торгах Binoche Renaud Giquello (Париж) фотографию Ерёмина «Большой театр» купили за 5 200 евро.

Николай Платонович Андреев (1882–1947) занимался и живописью, и светописью. В 1900-е годы он открыл свое фотоателье в Серпухове, снимал пейзажи и жанровые композиции. Его пикториальные фотографии получили широкое признание в России и за рубежом. Плодотворным «золотым периодом» творчества Андреева считаются 1922–1928 годы. В 2010 за фотографию Андреева «Русский пейзаж» заплатили две тысячи евро на торгах Binoche Renaud Giquello (Париже).

Из РФО вышла плеяда талантливых пикториалистов, одним из которых был Николай Иванович Свищов-Паола (1874–1964). Фотограф стал членом РФО в 1906 году, с 1911 по 1930 был членом правления. В 1908-м фотограф Свищов приобрел фотоателье «Паола», впоследствии название неожиданно привилось и стало частью его фамилии. Известность Свищову-Паоле принесли выразительные портреты, пейзажи, жанровые сцены и фотографии обнаженной натуры, выполненные к выставкам «Искусство движения». Портрет художника В. М. Мешкова оценивался Российским аукционным домом в 60–80 тысяч рублей на торгах в Москве в 2012 году, но покупателя не нашел.

Среди талантливых фотографов РФО был также Леонид Владимирович Шокин (1896–1962). Он прожил всю жизнь в г. Кимры, создал Кимрское отделение РФО, членом которого стал в 1918-м. Две фотографии Шокина с пейзажами выставлялись на торги аукционными домами Symposion Auction House в Праге в 2000-м и Tajan в Париже в 1995-м и были куплены за 520 и 792 доллара соответственно.

Работы некоторых фотографов РФО пока не выставлялись на открытые торги, но они представляют музейную ценность. Сергей Кузьмич Иванов-Аллилуев (1891–1979) вступил в РФО в 1920-м, снимал лирические пейзажи, портреты, после Великой Отечественной войны работал в Фотохронике ТАСС.

Василий Иванович Улитин (1888–1976) начал заниматься фотографией в ателье Карла Фишера, с 1923 был членом РФО. В 1942-м пикториалист Улитин был обвинен в клевете на советскую власть и сослан в лагерь на десять лет; в 1950-е годы фотографа реабилитировали.

Пётр Владимирович Клепиков (1884–1960) был фотографом-любителем, затем стал специалистом по аэрофотосъемке, в РФО вступил в начале 1920-х. Клепиков снимал архитектуру, совершил творческие поездки в Крым и на Русский Север.

Многие фотографы РФО приобрели мировую известность и их работы представляют не только музейную ценность, но и интерес для инвестиций. Фотографии членов РФО собирали коллекционеры Михаил Иванович Голосовский, Евсей Самойлович Бялый. Снимки РФО также находятся в музейных коллекциях Государственного исторического музея, Государственного Литературного музея, Российского архива кинофотодокументов, Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, в собрании Союза фотохудожников России и Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне.

Источники:

1. В. Т. Стигнеев. Век фотографии 1894–1994: Очерки истории отечественной фотографии. — М.: Книжный дом «Либроком», 2009.

2. Т. Н. Шипова. Фотографы Москвы (1839–1930): Биографический словарь-справочник. — М.: Совпадение, 2006.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20130603_rph.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20130603_rph.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх