Art Investment

Рынок русского искусства в России. Итоги III квартала 2025 года

ARTinvestment.RU анализирует продажи русского искусства на российских аукционах

С 2024 года ARTinvestment.RU ежеквартально публикует аналитические материалы о результатах продаж русского искусства на российских аукционах, формируя единую систему наблюдений за динамикой внутреннего рынка. В настоящем обзоре мы рассматриваем итоги третьего квартала 2025 года — периода с июля по сентябрь включительно.

Напомним, что из статистики исключены результаты торгов Vladey, предпочитающего не раскрывать информацию о своих продажах. В то же время с III квартала мы возвращаемся к публикации результатов Московского Аукционного Дома, по взаимному согласию с МАД — что позволит нам более объективно прослеживать изменения в структуре и динамике рынка.

Как изменился рынок после резкой коррекции первого полугодия? Сумел ли он удержаться на плаву в традиционно «тихом» летнем сезоне и какие аукционные дома и авторы задали тон в этот период? Ответы — в нашем квартальном обзоре.

Таблица 1. Основные показатели рынка русского искусства на российских аукционах в III квартале 2025 и 2024

По итогам III квартала 2025 года внутренний рынок русского искусства продемонстрировал устойчивый рост и структурное расширение по большинству ключевых показателей. Количество аукционных домов увеличилось на 75 % (с 8 до 14), а число представленных авторов выросло почти на 60 % — до 1 306 человек. Это подтверждает продолжающуюся диверсификацию рынка и активное появление новых имен в публичных продажах.

При этом объем продаж поднялся на 29 % — до $2,9 млн, а средняя стоимость проданного лота сохранилась на уровне $3,5 тыс., что говорит о стабильности среднего ценового сегмента. Однако рост предложения оказался опережающим: количество выставленных лотов увеличилось почти вдвое (+88 %), тогда как доля проданных снизилась до 24,7 % (–33 % к 2024 году). Это указывает на постепенное насыщение рынка: коллекционеры выбирают осмотрительно, концентрируясь на ограниченном числе действительно привлекательных позиций.

Несмотря на снижение среднего превышения эстимейтов (с 53 % до 45,8 %) этот показатель остается достаточно высоким, отражая устойчивый интерес к качественным произведениям. В целом III квартал 2025 года показал: российский рынок искусства движется к большей широте участия при сохранении фокуса на художественной ценности и ликвидности.

Таблица 2. Топ-20 продаж русских художников на российских аукционах в III квартале 2025

Топ-20 продаж третьего квартала 2025 года демонстрирует любопытную особенность: пусть рынок временно обходится без «звездных» лотов, но при этом сохраняет устойчивость и живость. Максимальная сделка квартала — $74 тыс. за «Осень» Константина Горбатова на AI Аукционе — в сравнении с миллионными результатами прошлых сезонов выглядит скромно; но именно такая «ровность» стала приметой нынешнего рынка. Разрыв между первой и последними позициями топ-20 минимален: работы из диапазона $30–70 тыс. выровняли общую картину без резких скачков.

Характерно, что в топе присутствуют как классики (Горбатов, Коровин, Врубель), так и представители авангарда и нонконформизма (Бурлюк, Рабин, Мастеркова, Злотников). Это подтверждает, что интерес коллекционеров распределяется разнонаправленно — а спрос существует как на традиционную живопись, так и на сегменты интеллектуального советского и постсоветского искусства. Однако главным наблюдением остается другое: отсутствие сделок выше $100 тыс. вовсе не «обескровило» рынок, а напротив, подчеркнуло его зрелость. Когда коллекционеры соглашаются на широкий ценовой коридор и не гонятся за единичными рекордами, рынок приобретает более устойчивую структуру.

Примечательно, что подавляющее большинство лотов из топ-20 (16 из 20) было продано именно на AI Аукционе, который фактически «собрал» этот рейтинг и вновь подтвердил свое лидерство на внутреннем рынке.

Таблица 3. Топ-10 русских художников по капитализации на российских аукционах в III квартале 2025

Рейтинг капитализации третьего квартала 2025 года выглядит более живым и разнонаправленным, чем список единичных топ-продаж: здесь на первых позициях оказались художники, сочетавшие активность продаж с достойным ценовым уровнем.

Абсолютным лидером стал Константин Коровин: шесть проданных работ принесли в сумме $157 тыс., со средней стоимостью $26 тыс. за лот. Второе место занял Владимир Яковлев: продано 22 работы на сумму $137 тыс. При средней цене в $6,2 тыс. его результат скорее отражает массовый интерес коллекционеров к творчеству художника, нежели стремление к единичным рекордам. Аналогичная логика прослеживается и у Анатолия Зверева (13 проданных работ, суммарно $91 тыс.), где спрос распределяется на множество более доступных по цене лотов.

Таким образом, капитализационный рейтинг показывает главную особенность текущего сезона: рынок перестал делиться только на «победителей единичных продаж» и «лидеров массового предложения». В нем одновременно работают разные модели успеха — от широкого диапазона доступных лотов до единичных крупных сделок, и именно это разнообразие формирует устойчивую основу для дальнейшего развития.

Таблица 4. Топ-10 русских художников по количеству работ, проданных на российских аукционах в III квартале 2025 дороже $10 тыс.

Сегмент работ стоимостью свыше $10 тыс. традиционно отражает более «инвестиционный» слой рынка — и результаты III квартала 2025 года подтверждают эту логику. Лидером вновь стал Константин Коровин: шесть проданных лотов на сумму $157 тыс. со средней ценой $26 тыс. закрепили его статус одного из самых стабильных авторов в глазах коллекционеров. На втором месте оказался Владимир Яковлев с пятью проданными работами общей стоимостью $77,7 тыс., что показывает спрос на его творчество и в среднем ценовом диапазоне. Интересно появление в рейтинге Татьяны Коноваловой-Ковригиной, чьи четыре работы ушли дороже $10 тыс. каждая: для автора это редкий и показательный результат, подтверждающий растущий интерес к мастерам не первого ценового ряда русской художественной школы. Для коллекционеров это сигнал о том, что диапазон надежных инвестиций расширяется, а рынок становится более многоуровневым.

Таблица 5. Топ-10 русских художников по количеству работ, проданных на российских аукционах в III квартале 2025 дешевле $10 тыс.

Сегмент до $10 тыс. остается самым массовым и наиболее «живым» на российском рынке. Именно здесь формируется повседневная динамика торгов, позволяющая коллекционерам с ограниченным бюджетом приобщаться к коллекционированию, а художникам — поддерживать регулярное присутствие в обороте. Интересно, что в этом сегменте соседствуют разные поколения и художественные направления: от признанных имен послевоенного нонконформизма (Немухин, Свешников) до относительно «нишевых» авторов вроде Лианы Эль-Сафади или Владимира Гальбы. Такой разнобой говорит о том, что низший ценовой диапазон сегодня становится полем для самых разных стратегий — от покупки «на эмоциях» до планомерного сбора «малой графики» известных мастеров. В целом сегмент до $10 тыс. выполняет свою привычную функцию — удерживает широкий пласт коллекционеров в орбите аукционных торгов, создает оборот и ликвидность.

Таблица 6. Топ-10 российских аукционных домов, участвовавших в продажах произведений русских художников в III квартале 2025

Распределение объемов продаж по аукционным домам в III квартале 2025 года лишь подчеркнуло продолжающуюся централизацию рынка. Абсолютным лидером вновь стал AI Аукцион, обеспечивший оборот свыше $1,7 млн при средней цене лота $8,4 тыс. Этот результат — более половины от всего квартального объема — делает его безоговорочным центром притяжения для коллекционеров, задающим стандарт качества и ликвидности на российском рынке. На втором и третьем местах по обороту расположились Artsale ($311 тыс.) и Совком ($210 тыс.), однако отрыв от лидера остается большим. Остальные игроки действуют скорее в нишевых сегментах. Их обороты значительно скромнее, но именно они создают ту полицентричную структуру, которая позволяет рынку оставаться гибким.

Итак, III квартал 2025 года показал: рынок русского искусства в России сумел пройти этап коррекции и обрел новые точки опоры. Обороты стабилизировались, сезонное «летнее дыхание» завершилось ростом, а концентрация сделок внутри страны создала уникальную ситуацию, когда именно российские коллекционеры определяют правила игры. Наступающий сезон обещает быть решающим: впереди зимние торги, когда спрос традиционно активизируется. И сегодня, когда значительная часть художественных ценностей сконцентрирована внутри России, коллекционеры оказываются в уникальной позиции. Каждый выигранный им лот не просто приобретение, а шаг к формированию собственной истории, к развитию вкуса и к укреплению института коллекционирования.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20251010_RusSales.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20251010_RusSales.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе