- Нас покидают...
- Guide to photo reports from exhibitions
- Икона “Господь Вседержитель”, серебро, эмаль.
- Икона “Господь Вседержитель” , оклад,эмаль.
- ASSESSMENT ON Internet (Information database for 5000 artists)
- Still Life Flowers Eugene Lang
- Автопортрет художника. 1930-е.г. Атрибуция.
- Положение во гроб Иисуса Христа оценка
- Bronze. E.Lancere.
- collages on the theme of the war in Ukraine
National standard examination. Why?
ARTinvestment.RU 25 июня 2015
Decided to establish a working group in the framework of the activities of the Technical Council of the Ministry of culture, which will be required to develop a draft national standard and to submit it for public debate
Прежде чем начать разговор о стандарте экспертизы, давайте для начала определим, в какой точке мы находимся. 9 июня 2015 года в Москве в Центральных научно-реставрационных мастерских состоялся круглый стол «Национальный стандарт экспертизы произведений живописи и графики: цели и задачи; проблемы разработки; перспективы применения». Мероприятие прошло рамках деятельности Технического совета Минкульта и было организованно ФГБУК «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря» совместно с АНО «Центр независимой оценки». Главным итогом встречи стало принятие решения о создании рабочей группы в рамках деятельности Технического совета, которая должна будет разработать проект национального стандарта экспертизы и вынести его на публичное обсуждение.
По сути, был сделан первый важный шаг к разработке долгожданного национального стандарта экспертизы (НСЭ). То есть даже сама концепция НСЭ пока еще детально не проработана. Именно поэтому на данном этапе можно говорить лишь о наших собственных впечатлениях от круглого стола.
И пожалуй, пока что первая наша реакция на все услышанное — удивление.
Сторонний наблюдатель тоже вправе выказать изумление: зачем вы, из ARTinvestment.RU вообще заходите, если не сказать лезете, на территорию экспертизы? И кстати, уже не в первый раз. Сами вы экспертизу не делаете, зарабатывать на выдаче заключений не можете. Тогда каким боком это вас вообще касается?
Объясню. Нас касается непосредственно. Потому что через наши руки проходит порядка 500 экспертиз в год. Из них больше половины нам приходится проверять. И делать это приходится в не самом надежном режиме ручного управления.
Дело в том, что большинство антикварных работ на нашем аукционе AI, а также работы шестидесятников из группы риска продаются с подтверждениями подлинности. Эти бумаги имеют самый разный вид. Это может быть вольным подтверждением от автора, простым заверением эксперта на обороте фотографии или экспертным заключением на бланке организации. Но как вы знаете, ситуация на рынке такова, что любые бумаги, включая экспертные заключения якобы на бланках авторитетных институций, тоже подделывают (см. «Новая волна фальшивых экспертных заключений ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря»). Поэтому необходимо как минимум проверять — выдавалось такое заключение или нет. И это вынуждены делать мы сами.
Единственный в этом приятный момент — удовольствие от общения со знающими людьми из экспертного сообщества. А в остальном — рутина. Нужно звонить, просить, договариваться, отправлять сканы, перезванивать, да не раз, потом ждать ответа. Большая удача, что эксперты чаще всего нам оперативно помогают. Но мы прекрасно понимаем, что это всегда вопрос доброй воли и удачи. Везет нам не всегда. Бывают и сбои, когда ответ на наш вопрос получить так и не удается.
А вот как было бы хорошо вместо звонков зайти на сайт, просто ввести реквизиты экспертного заключения (дату выдачи, фамилии экспертов, автор и название работы), да получить на выходе — «да, такое заключение выдавалось». Хотя бы минимум информации. Примерно так же, как сегодня проверяются свидетельства о собственности на недвижимость в rosreestr.ru. Конечно, чтобы сделать такую базу, пришлось бы стандартизировать форму экспертного заключения — вот тут бы как раз здорово пригодился национальный стандарт!
С этой романтической идеей в духе «Даешь прозрачность и базу данных экспертных заключений!» Константин Бабулин из ARTinvestment.ru выступил на круглом столе.
К нашему удивлению, оваций это предложение не вызвало. Скорее даже наоборот.
Ни один из выступавших представителей экспертного сообщества идею интернет-доступа к экспертным заключениям не поддержал. Прозвучавшие в зале аргументы «против» были примерно следующие (приводим их по памяти):
- Злоумышленники прочитают экспертизы и сделают подделки более высокого качества.
- Тексты моих экспертиз — объект авторских наработок, не хочу, чтобы их кто-то скопировал.
- Владельцы сами не хотят, чтобы экспертизы их работ были опубликованы.
- Просто не хочу, чтобы кто-то кроме владельцев читал мои экспертизы.
- Нигде в мире такого не делается и нечего изобретать велосипед.
- Лозунг о том, что чем больше прозрачности, тем лучше рынку — это демагогия.
Анализ приведенной аргументации позволяет сделать лишь один вывод — из-за недостатка времени на дискуссию нам не удалось до конца донести свою мысль. Потребуются более подробные объяснения.
Так, у присутствовавших в зале могло создаться впечатление, что предлагаемая база данных в Интернете — это какой-то «инстаграм» из экспертных заключений. Дескать, любой желающий сможет пролистывать на экране фото и сканы экспертиз. Это не так. Да этого и не нужно. В базе для общего доступа может содержаться только основная информация, а именно: зарегистрировано в базе заключение с такими реквизитами или нет. И чтобы получить доступ к этой информации, нужно либо держать в руках это экспертное заключение, либо знать его точные реквизиты. У случайного человека доступа к экспертным заключениям, таким образом, не будет.
В принципе смущает интернет-доступ к информации о чьем-то имуществе? Но, послушайте, у нас же можно сегодня получить через интернет сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) на rosreestr.ru? Он позволяет узнать, кто является собственником конкретного объекта недвижимости, не наложены ли аресты, нет ли судебных споров и т. д. Кому-то это может не нравиться, но зато эта открытость повышает безопасность участников сделок. В базе Росреестра не пролистываются сканы свидетельств о регистрации, но базовая информация доступна всем заинтересованным участникам рынка. Даже если собственники квартир против. Просто однажды государством было принято волевое решение: всеобщая безопасность рынка недвижимости превыше отдельных желаний. И раз с недвижимостью на это пошли, то почему с картинами должно быть иначе?
Опасения в том, что тексты экспертных заключений помогут поддельщикам более тщательно маскировать свои арт-сурогаты, тоже вызывают у нас большие сомнения. Во-первых, полный текст заключения можно убрать из общего доступа. А, во-вторых, что важнее, за 15 лет работы на этом рынке нам сложно припомнить экспертные заключения, которые могли бы помочь поддельщикам. В тех бумагах, с которыми вещь приходит на аукцион, никогда не содержится описаний методов, особенностей и нюансов, которые позволили эксперту признать вещь подлинной. Никакие профессиональные секреты в этих бумагах не выдаются. Да и не нужно. Получателям бумаг достаточно лишь точного описания предмета и вывода о его подлинности.
Нежелание владельцев, чтобы экспертные заключения для их работ заносились в базу данных, тоже можно рассматривать как область частных пожеланий. Кто-то не хочет год рождения в паспорте указывать, а кто-то не хочет машину на учет ставить — так никто же их не спрашивает, потому что есть законный порядок. Тем более, что никто владельцев даже не заставляет: у всех есть возможность жить как раньше — просто не делать экспертизу по национальному стандарту, а делать без стандарта. Все как в жизни: кто хочет пусть требует качества по ГОСТу — пожалуйста, но и по ТУ никто работать не запрещает.
Добровольность применения национального стандарта, кстати, тоже очень важный момент, с которым все выступавшие на круглом столе были согласны. Силком на национальный стандарт участников рынка переводить не будут. Кого не устраивает — могут жить по-старому.
Ну а в остальном круглый стол показал, что никто не выступает против разработки национального стандарта экспертизы. Все признают, что нужен общий подход и формат. Национальный стандарт поможет готовить специалистов-экспертов. Он будет полезен для экспертизы, выполняемой для государственных нужд. Он послужит ориентиром для качества рыночной экспертизы. Стандарта ждут страховые компании. Он очень нужен оценщикам. Он сослужит хорошую службу и частным заказчикам экспертизы — кому нужно, чтоб комар носу не подточил. Универсальный исчерпывающий формат документа, принимаемый большинством участников рынка, нужен — спорить тут не с чем. Вот только начинать мы предлагаем не с формы, не с голой теории, а с разработки вариантов будущего применения этого стандарта. Ведь сначала хорошо бы придумать автомобиль для цели перемещения в пространстве, а уж потом спорить, какой сорт бензина ему лучше подходит.
Мнение Анны Рудольфовны Киселевой, заведующей отделом научной экспертизы ВХНРЦ им. ак. И. Э. Грабаря (http://www.grabar.ru/).
ARTinvestment.ru: В чём позитивное значение национального стандарта экспертизы и кому он нужен?
Анна Киселева: В первую очередь он нужен для ясности между заказчиками экспертизы и исполнителями. В этом случае одни понимают возможности экспертизы и чего от неё хотят, а другие — что делать и какими методами. То есть, если эксперт говорит, что он внимательно посмотрел на картину со всех сторон, прочитал все подписи, надписи, штампы и этикетки, оценил её стилистические качества, иконографические свойства и художественные достоинства, провёл много часов в библиотеке, но полной уверенности в авторстве нет, или автор бесспорен, или что-либо ещё, то все должны понимать, что такая работа в любом случае осталась не завершённой (так как не была проведена технологическая экспертиза — Прим. ред.). Справедливо и обратное, когда, например, наличие подписи, нанесённой по сырому красочному слою, установленной микроскопическим исследованием, и свободного творческого подготовительного рисунка, определённого исследованием в ИК-лучах, также не исчерпывают возможностей экспертизы и отнюдь не исключают наличия преднамеренной стилистической и технологической подделки.
Стандарт, в первую очередь, означает комплексность, а значит максимальную информативность и достоверность экспертизы, если речь идёт о полном исследовании.
Стандарт экспертизы был бы весьма полезен сотрудникам музеев и другим коллективам, готовящимся к участию в экспертной деятельности, а также любым специалистам, сотрудничающим с рынком искусств. Возможно, некоторые ВУЗы приняли бы его к сведению при организации спецкурсов по экспертизе произведений.
Однако, главным значением стандарта я считаю уровень знаний и умений, который он должен задавать для всех специалистов, желающих работать в экспертизе. Наши предложения касаются минимальной высоты, на которой следует расположить планку требований к экспертам. Любое снижение такого уровня повредит всем участникам экспертизы.
AI: Для всех ли этот стандарт должен быть обязателен?
А. К.: Нет, не для всех. Если какой-либо стандарт будет принят под патронажем Министерства культуры РФ (через его распоряжение, приказ, и т. п.), то он должен стать обязательным для экспертов, выдающих свои заключения или исследования (консультации) на бланках государственных учреждений и (или) утверждённые печатями государственных учреждений. Вероятно, только стандартизированные экспертные документы должны приниматься к сведению заинтересованными государственными учреждениями, комиссиями и др.
AI: Нужно ли все экспертные заключения размещать в доступной электронной базе данных?
А. К.: Вероятно, не нужно по следующим причинам:
- Это может нарушить право владельца произведения на конфиденциальность;
- Решение эксперта, ошибочно занизившего достоинства произведения, могут надолго (навсегда?), так сказать, «поставить крест» на этом произведении;
- Взаимоисключающие мнения экспертов разных центров по сложным, неоднозначным случаям экспертизы одного и того же произведения, могут привести к незаслуженной дискредитации экспертов и самих центров и др.
- Выносить в электронную базу данных надо, по моему мнению, поддельные заключения, которые периодически появляются, в основном на антикварном рынке.
Мнение Александра Попова, директора НИНЭ им. П. М.Третьякова (http://art-expertise.ru/):
AI: В чем конкретно в вашей работе мог бы помочь национальный стандарт экспертизы? Какая вам от него польза?
Александр Попов: Наличие национального стандарта экспертизы (НСЭ) даст нам возможность лучше взаимодействовать со страховыми компаниями, возможность страховать профессиональную ответственность экспертов, что, на мой взгляд, является шагом в сторону развития цивилизованного рынка искусства. Также стандарт должен определить понятие экспертизы вообще: что именно можно считать экспертным заключением, должен быть описан необходимый набор исследований для работы с произведениями.
AI: Если национальный стандарт экспертизы будет введен, то он должен быть обязательным к применению всеми или добровольным?
А. П.: Думаю, что это должно быть дело добровольное. Его соблюдение должно давать экспертам и экспертным организациям дополнительные возможности в области страхования, работы с госучреждениями и др. То есть эксперт, работающий по НСЭ должен быть в более выигрышном положении, чем эксперт, пренебрегающий стандартом. В любом случае появление утвержденных на госуровне правил проведения экспертизы будет дисциплинировать коллег.
AI: Считаете ли вы, что выданные по стандарту экспертные заключения должны быть проверяемы через доступ к электронной базе данных (аналогично получению сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на сайте rosreestr.ru)? Если нет, то почему?
А. П.: Размещение экспертных заключений в свободном доступе идет в разрез с политикой конфиденциальности нашей организации. Произведения искусства, прошедшие у нас экспертизу, зачастую являются объектами всяческих сделок, и появление информации в свободном доступе может просто повредить клиентам.
Источники: artinvestment.ru, cnrpm.ru
https://artinvestment.ru/en/invest/misc/20150625_expertize.html
https://artinvestment.ru/invest/misc/20150625_expertize.html
When quoting reference to the https://artinvestment.ru without fail
Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.
- 16.08.2022 Расследование ФБР подрывает репутацию Художественного музея Орландо Отменены три выставки, из собрания отозваны отдельные работы
- 14.08.2020 Face mask for $1.5 million In this sum cost the unnamed "billionaire from Shanghai" ordering a mask of gold and diamonds from the jewelry company Yvel
- 14.08.2020 A special contract for buyers of art of authors of African descent For fight against speculators, Christie's has developed a list of conditions of purchase
- 13.08.2020 Cultural institution in the U.S. last year spent $7.9 billion This year a repeat result is not obtained – loss of art-индустрии the United States already amounted to $150 billion And this is not the final figure
- 13.08.2020 Biography Yayoi Kusama will be released as a graphic novel With the history of one of the most successful contemporary artists in the form of a comic book will be available from 15 September 2020
- 03.08.2018 Торги «Антиквариума» 28 июля. Краткие итоги Наторговали на 3,6 миллиона рублей — 131 % от эстимейта. Одним из топ-лотов стала работа Владимира Немухина, проданная за 240 тысяч
- 25.07.2018 Очередной аукцион #всёпорублю в «Литфонде» принес почти 4,5 млн.руб. Топ-лотом стала икона «Богоматерь Владимирская» — 600 тыс. руб.
- 24.07.2018 «Русская Эмаль» торжественно закрывает сезон и уходит в отпуск На завершающих торгах 14 июля «Русская эмаль» порадовала участников Кандинским, целой коллекцией нэцкэ и произведениями Пыжовой
- 16.07.2018 Краткие итоги сороковых живописных торгов «Кабинета» Аукционный дом «Кабинет» проводит последние торги сезона и уходит в отпуск до осени, вслед за своими игроками
- 03.07.2018 Коротко о главном: итоги аукциона 28 июня в «Литфонде» Рейтинг возглавляют классики русской литературы, а сказочники продолжают удивлять
- 12.08.2020 Literature: Piroska Dossey. Sold! The book is about the phenomenon of pricing, the original title of which was ahead of its time in a decade
- 07.08.2020 Movies: "the Cool school" The emergence of abstract expressionism on the West coast of the United States the voice of the Big Lebowski
- 06.08.2020 Cross-trades in the summer of 2020. ArtTactic Report Analysis of auction sales of a new format with the participation of the old masters
- 04.08.2020 Opened 27-й auction "twenty-first century. Contemporary Russian art" The catalogue contains artworks of Seeds Agroskin, Alexei Vaulin, Dima Goryachkin, Dasha Delone, Anna Laurel, Denis Mikhailov, Andrei Munz, Arman Sirunian, Kathy-Анны Taguchi and Tatiana Yang
- 31.07.2020 10 most unusual ArtTech-стартапов 2020. Part 1 AI talks about young companies whose ideas have become especially popular with the onset of the quarantine
- 07.03.2023 Неизвестный известный Серж Иванов (1893–1983) История происхождения ранних картин С.П.Иванова
- 17.06.2022 Выставка Люси Вороновой в галерее Atelier CHOUTKO На выставке будут представлены живописные произведения Вороновой разных лет и состоится премьера ковра ручной работы, созданного художницей совместно с Atelier CHOUTKO
- 14.03.2022 Эрмитаж потребовал досрочно вернуть работы, участвующие в итальянских выставках В Россию в ближайшее время вернутся около 25 картин
- 30.07.2020 In Saint-Петербурге opened the exhibition "Artists and collectors — to the Russian Museum. Gifts. 1898-2019. Favorites" The exhibition, held simultaneously on all the main belt, has collected more than 1,500 items donated to the Museum since the founding of the
- 27.07.2020 Fedor Rokotov exhibition opens at Historical Museum of Moscow A collection of works of the famous Russian portrait painter XVIII veka will showcase on 29 July 2020
Top 37
- 1. Mark Rothko$86,83 million
- 2. Kazimir Malevich$85,81 million
- 3. Wassily Kandinsky$41,6 million
- 4. Marc Chagall$28,45 million
- 5. Chaim Soutine$28,16 million
- 6. Nicolas Staël$22,25 million
- 7. Alexei Jawlensky$18,59 million
- 8. Valentin Serov$14,51 million
- 9. Tamara de Lempicka$13,36 million
- 10. Nicholas Roerich$12,13 million
- 11. Kuzma Petrov-Vodkin$11,76 million
- 12. Natalia Goncharova$10,88 million
- 13. Nicolai Fechin$10,84 million
- 14. Ilya Repin$7,43 million
- 15. Konstantin Somov$7,33 million
- 16. Ilya Mashkov$7,25 million
- 17. Boris Kustodiev$7,07 million
- 18. Vasily Polenov$6,34 million
- 19. Yuri Annenkov$6,27 million
- 20. Ivan Klyun$6,26 million
- 21. Vasily Vereshchagin$6,15 million
- 22. Zinaida Serebriakova$5,85 million
- 23. Ilya Kabakov$5,83 million
- 24. Alexander Yakovlev$5,56 million
- 25. Konstantin Makovsky$5,47 million
- 26. Wladimir Baranoff-Rossine$5,37 million
- 27. Ivan Aivazovsky$5,34 million
- 28. Vladimir Borovikovsky$5,02 million
- 29. Alexander Rodchenko$4,5 million
- 30. Mikhail Larionov$4,46 million
- 31. Sonia Delaunay$4,34 million
- 32. Mikhail Nesterov$4,30 million
- 33. Vera Rockline$4,04 million
- 34. Mikhail Klodt$4,02 million
- 35. Pavel Kuznetsov$3,97 million
- 36. Alexandr Deineka$3,82 million
- 37. Boris Grigoriev$3,72 million
- Нас покидают...
- Guide to photo reports from exhibitions
- Икона “Господь Вседержитель”, серебро, эмаль.
- Икона “Господь Вседержитель” , оклад,эмаль.
- ASSESSMENT ON Internet (Information database for 5000 artists)
- Still Life Flowers Eugene Lang
- Автопортрет художника. 1930-е.г. Атрибуция.
- Положение во гроб Иисуса Христа оценка
- Bronze. E.Lancere.
- collages on the theme of the war in Ukraine