1887–1958
Художник театра, живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства
Из семьи железнодорожного служащего. Окончил Реальное училище в Смоленске. Учился в Петербурге (Петрограде) в Институте гражданских инженеров (1906–1908, не окончил), в Классах живописи, рисования и скульптуры Я. С. Гольдблата (с 1908), в Новой художественной мастерской в (1913–1915, с перерывом) у М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева. Параллельно с учебой работал подмастерьем в архитектурных мастерских. В 1915–1918 находился на военной службе.
В первой половине 1920-х сотрудничал в театрах Петрограда (Ленинграда). Оформил спектакли: «Трагедия шута» Р. Ратнера в театре Народного дома (1921), «Приключения елочного деда» Н. Н. Евреинова в театре «Вольная комедия» (1921), «Баядерка» И. Кальмана в Театре оперетты (1923), «Ночь на лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского (1924, совместно с К. А. Коровиным) и «Саломея» Р. Штрауса (1924, совместно с М. И. Курилко) в Академическом театре оперы и балета, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха в Малом оперном театре (1925). Работал для Драматического театра в Курске («Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, 1923), Экспериментального театра в Москве («Севильский цирюльник» Дж. Россини, 1925), Русского драматического театра в Тифлисе («Виндзорские проказницы» У. Шекспира, 1925).
В 1924 выехал с театральной труппой на гастроли в Харбин и обосновался в Китае. Работал в Железнодорожном собрании, театре Музыкальной комедии и драмы с режиссерами С. П. Варшавским, Н. В. Смоличем, П. Григорьевым. В 1925–1926 оформил более 30 спектаклей в харбинском Оперном театре. Осенью 1926 и весной 1927 вместе с Оперным театром Харбина выезжал на гастроли в театр «Такарадзука» в Токио. Посетил Индию, Филиппины, Индонезию, Австралию, островной Китай. Работал в передвижном театре миниатюр «Петрушка». С 1931 оформлял спектакли шанхайских театров «Лицеум», «Карлтон», китайских театров в Ханчжоу.
В 1937 переехал в Шанхай. Работал в шанхайских театрах «Новый Лицеум», «Le Ballet Russe». Оформлял спектакли в Клубе советских граждан в Шанхае: «Нашествие» по пьесе Л. М. Леонова, «Русские люди» К. М. Симонова, «Разлом» Б. А. Лавренева и другие.
Занимался станковой живописью и графикой. Создавал пейзажи с видами дворцов, древней скульптуры; автор серии «Боги китайских религий». Рисовал карикатуры для газет, выполнил обложки к книгам прозы П. А. Ольбрих-Северного «Косая мадонна», «Тургеневская сказка» (обе — Шанхай, 1936). Выполнял рисунки для мебели, оформление витрин.
В 1945 возвратился в СССР, был определен на жительство в Новосибирск. В 1947–1952 — главный художник Новосибирского государственного театра оперы и балета; оформил спектакли — «Фауст» Ш. Гуно (1954), «Банк-Бан» Ф. Эркеля (1954, совместно с И. В. Севастьяновым). Участвовал в архитектурном конкурсе на памятник Вечной славы советским воинам Второй Мировой войны «Пантеон» (1954, совместно с инженером А. И. Степановым). В 1956 переехал в Ленинград.
С 1925 — участник выставок. Экспонировался на выставках: «Международная выставка художественно-декоративных искусств в Париже (1925)», театрально-декорационного искусства в Ленинграде (1927, юбилейная), 7 художников во Французском клубе в Шанхае (1930), 7-й (1950) и 9-й (1955) областных художественных выставках живописи, графики и скульптуры в Новосибирске (1950), произведений художников театра и кино Ленинграда в Москве (1956). Провел персональную выставку в здании ХЛАМ (Содружество художников, литераторов, артистов и музыкантов) в Шанхае (1936).
Преподавал декоративное искусство в Национальном институте искусств в Ханчжоу (1932–1937), живопись в Шанхайском институте изобразительных искусств (1937–1944). Разработал конспекты по истории античной архитектуры, методические пособия для преподавания рисунка. Выполнял обмеры традиционной китайской архитектуры. Автор работы: «Записки об архитектуре Китая» (1930–1958, рукопись).
Творчество представлено в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.
Источники:
1. Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья. 1917–1939. Биографический словарь. СПб., 1999. С. 267.
2. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1976, т. 3. С. 439–440.
3. artrz.ru.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе