1895–1968
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Хвостов-Хвостенко, Олександр
Сценограф, график, оформитель, живописец
Из семьи художника-иконописца. Учился в МУЖВЗ (1907–1917) в мастерской К. А. Коровина (с 1912). В 1918–1919 занимался в студии А. А. Экстер в Киеве.
Жил в Москве, Киеве (1918–1921, с 1946), Харькове (1921–1941). В 1914–1917 работал в маленьких провинциальных театрах (например, в Летнем театре города Мещенска Калужской губернии). В 1915–1916 рисовал для сатирического журнала «Будильник». В конце 1910-х — начале 1920-х много работал в области оформительского искусства. Создавал агитационные плакаты в УкрРОСТА (1919–1920): «Долой пана с Украины!», «Выбирайте в Советы бедноту и середняков!». Занимался дизайном рекламы, оформлением стендов объявлений.
В 1921 создал эскизы костюмов и декораций для постановки пьесы В. В. Маяковского «Мистерия Буфф» в Харьковском Героическом театре. С 1925 — главный художник Украинской государственной столичной оперы (Харьковский театр оперы и балета). Оформил в нем постановки опер: «Фауст» Ш. Гуно (1924), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1926), «Кармен» Ж. Бизе, «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко (все — 1934); балетов: «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1925), «Светлана» Д. Л. Клебанова (1941) и другие. В 1926–1927 работал над готовящейся в Харькове постановкой оперы С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (не осуществлена).
В первые месяцы Великой Отечественной войны участвовал в создании агитационных плакатов; был главным консультантом по маскировке объектов Харьковского военного округа. В 1941–1944 вместе с театром находился в эвакуации в Чите и Иркутске.
С конца 1920-х сотрудничал в Киевской государственной академической украинской опере (Академический театр оперы и балета УССР). Оформил балеты «Красный мак» Р. М. Глиэра (1928–1929); оперы: «Джонни наигрывает» Э. Кшенека (1929), «Золотой обруч» Б. Н. Лятошинского (1930), «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулака-Артемовского (1935), «Проданная невеста» Б. Сметаны (1937), «Щорс» Б. Н. Лятошинского (1938), «Служанка» М. И. Вериковского (1943). В 1946–1952 — главный художник Академического театра оперы и балета УССР им. Т. Г. Шевченко; оформил постановки балета «Лесная песня» М. А. Скорульского (1946); оперы «Галька» С. Монюшко (1949), «Утопленница» Н. В. Лысенко (1950) и другие.
В последние годы жизни занимался книжной иллюстрацией. Выполнил ряд живописных станковых работ.
Принимал участие в выставках: 1-й художественной выставке сектора искусств Главполитпросвета УССР (1921), «Художник сегодня» (1927), 1-й Всеукраинской выставке Ассоциации революционного искусства Украины (1927), украинской книжной графики (1929), «Искусство советской Украины» (1930), харьковского товарищества «Художник» (1940), «Художники театров Харькова в дни Отечественной войны» (1945) в Харькове; Всеукраинской юбилейной выставке, посвященной 10-летию Октября в Харькове, Киеве, Одессе, Днепропетровске и других городах Украины (1927–1928); 5-й Всеукраинской художественной выставке в Харькове и Одессе (1932–1933); картин иркутских художников, посвященной 20-летию РККА в Иркутске (1943); произведений театральных художников УССР (1954), живописи, скульптуры, графики к 1-му Всесоюзному съезду советских художников (1957) в Москве; выставке изобразительного искусства УССР, посвященной 300-летию воссоединения Украины с Россией в Киеве, Москве, Симферополе (1954); изобразительного искусства УССР в Варшаве (1955); юбилейной художественной выставке УССР, посвященной 40-летию Великой Октябрьской Социалистической революции в Киеве (1957) и других.
Преподавал в Харьковском художественном институте (1921–1947, с перерывами).
Народный художник УССР (1945). Лауреат Сталинской (Государственной) премии 1949 года 2-й степени (за оформление оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки).
Мемориальная выставка художника состоялась в Киеве (1985).
Хвостенко-Хвостов, наряду с А. К. Богомазовым, В. Д. Ермиловым, А. Г. Петрицким, является одним из ведущих художников украинского авангарда 1920-х. Он внес значительный вклад в искусство театрального оформления: его эскизы костюмов и декораций к неосуществленной постановке оперы С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», красочные, полные динамизма и экспрессии, принадлежат к числу наиболее ярких и новаторских произведений своего времени.
Творчество представлено во многих музейных собраниях, среди них — Национальный художественный музей Украины, Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства Украины в Киеве, Харьковский художественный музей, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина в Москве и другие.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе