1754–1835
Скульптор, график.
Происходил из дворянской семьи, сын сотенного казака. В 1764 поступил в ИАХ в Санкт-Петербурге. Учился сначала в живописном и гравировальном классах, а затем в классе «орнаментальной» скульптуры у Л. Роллана и «скульптурно-статуйном» классе у Н. Ф. Жилле. В 1772 создал программные работы «Кирилл, философ греческий, и великий князь Владимир», «Изяслав Мстиславович на поле боя», удостоенные малой золотой медали. В 1773 выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и правом пенсионерской поездки за границу.
В том же году отправился для продолжения своего художественного образования в Рим. Посещал натурные классы Французской Академии художеств, а также Академию Святого Луки, где осваивал технику рубки из мрамора в мастерской профессора К. Альбачини. Под его наблюдением выполнял мраморные копии с античных скульптур. Пользовался советами Ж.-М. Вьена и П. Баттони. В 1778 за алебастровую статую «Эндимион засыпающий» признан «назначенным» в академики ИАХ. В конце того же года возвратился в Россию.
С 1779 до конца жизни преподавал в скульптурном классе Академии, его учениками были почти все мастера первой половины XIX века. В 1782 удостоен звания академика. В 1785 утвержден адьюнкт-профессором. В 1788 избран членом Совета ИАХ. В 1794 «за оказанное усердие и искусство в скульптурном художестве» получил звание профессора. В 1799 произведен в адьюнкт-ректоры. С 1814 — ректор, с 1831 — заслуженный ректор ИАХ.
Работал преимущественно в области монументального искусства, мемориальной скульптуры. Им были созданы надгробия С. С. Волконской, М. П. Собакиной (оба — 1782), П. А. Брюс (1786–1790), Н. И. Панина (1788), А. Ф. Турчанинова, Е. С. Куракиной (оба — 1792), А. И. Лазарева (1802), Е. И. Гагариной (1803), Е. Чичаговой (1812–1813) и другие; большая часть их установлена в некрополях Александро-Невской лавры в Петербурге и Донского монастыря в Москве.
В 1797–1798 выполнил скульптурную композицию «Памятник родителям» для мемориального павильона, в 1803–1805 создал композицию «Супругу-благодетелю» для мавзолея Павла I. В 1800 завершил работу над статуей «Актеон» для Большого каскада фонтанов в Петергофе.
В 1804 принял участие в конкурсе на создание памятника Минину и Пожарскому, где был удостоен первой премии. Работа продолжалась более десяти лет, торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади в Москве в 1818 и стало всенародным событием: «Стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гостиного двора… и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым необыкновенным зрелищем», — писала газета Московские ведомости.
Одновременно с работой над памятником Минину и Пожарскому, в 1804–1807 занимался скульптурным оформлением Казанского собора, для которого создал композиции «Источение Моисеем воды из камня», «Рождение Девы Марии», «Зачатье Божьей матери», а также статую Иоанна Крестителя. В 1812 в зале Дворянского собрания в Москве был установлен памятник Екатерине II работы Мартоса. В 1812–1820 выполнил памятники Павлу I и Александру I в имении графа А. А. Аракчеева Грузино.
Среди поздних произведений Мартоса следует отметить памятники Э. Ришелье в Одессе (1826), Александру I в Таганроге (1831), М. В. Ломоносову в Архангельске (1832), Г. А. Потемкину-Таврическому в Херсоне (открыт после смерти скульптора в 1836). В 1831 создал эскизы скульптур для церкви Святой Екатерины при ИАХ. Создал ряд скульптурных портретов.
В 1935 в Государственном Русском музее состоялась ретроспективная выставка произведений мастера.
Иван Петрович Мартос — выдающийся русский скульптор последней трети XVIII — первой трети XIX столетия, в произведениях которого нашли свое выражение классицистические идеалы. Источником его вдохновения было прежде всего искусство античной Греции: даже Минин и Пожарский были уподоблены скульптором античным героям. Характерными чертами его произведений являются ясность композиционного построения, спокойный, размеренный ритм, гармоничность образов. Излюбленным материалом скульптора был мрамор, который позволял добиваться мягких свето-теневых переходов, передавать мягкость, текучесть тканей и драпировок, теплоту человеческого тела.
Произведения Мартоса находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.
Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе