1812–1864
Скульптор, живописец, график.
Родился в семье известного скульптора, профессора ИАХ С. С. Пименова. Первоначальное художественное образование получил под руководством отца. В 1824 поступил в ИАХ, учился у отца и Б. И. Орловского. С 1829 занимался в классе скульптурных фигур и орнаментов у С. И. Гальберга. За время учебы получил все существующие награды: в 1829 — малую серебряную медаль за рисунок, в 1831 — большую серебряную, в 1832 — еще одну большую серебряную за барельеф «Юпитер и Меркурий посещают Филемона и Бавкиду», в 1833 за барельеф по заданной Советом Академии программе «Гектор упрекает Париса в бездействии против греков, осаждающих Трою» — малую золотую. Выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника. После завершения курса оставлен при ИАХ пенсионером на три года.
Принял участие в скульптурном оформлении Сената в Петербурге, для фасада которого окончил статуи «Закон» и «Правосудие», оставшиеся незавершенными после смерти отца. В 1836 получил программу запечатлеть один «из русских коренных обычаев», представил в Совет Академии работу «Парень, играющий в бабки». Произведение принесло молодому скульптору известность, А. С. Пушкин отозвался на него экспромтом. Пименов был удостоен большой золотой медали и получил право на пенсионерскую поездку за границу сроком на шесть лет.
В 1837 отправился в Италию. Посетил Прагу и Мюнхен. Зимние месяцы 1837–1838 провел в Вене. Весной 1838 поселился во Флоренции. Пользовался советами флорентийского скульптора Л. Бартолини. В 1844 выполненную в Италии и присланную в Петербург статую «Мальчик, просящий милостыню» избран академиком. По окончании срока пенсионерства с 1845 по 1850 оставался во Флоренции, где ему было поручено наблюдение за выбором и поставкой мрамора для Исаакиевского собора в Петербурге.
В 1850 возвратился на родину. Участвовал в оформлении Исаакиевского собора. В 1854 за скульптурные группы «Преображение» и «Воскрешение», выполненные для малых иконостасов храма, удостоен звания профессора скульптуры. В 1855 после смерти И. П. Витали назначен штатным профессором в скульптурный класс ИАХ. Среди его учеников — Ф. Ф. Каменский, Н. А. Лаверецкий, И. И. Подозеров, М. П. Попов и другие. Являлся членом Совета Академии. Экспонировал свои произведения на академических выставках.
Работал как в области монументальной, так и станковой скульптуры. Создал памятник адмиралу М. П. Лазареву в Севастополе (открыт в 1867), фельдмаршалу князю М. С. Воронцову в Тифлисе (открыт в 1867), фельдмаршалу князю И. Ф. Паскевичу в Варшаве (открыт в 1870). Участвовал в конкурсах на памятники И. А. Крылову в Петербурге (1849) и А. С. Пушкину в Москве (1862). В 1840-х работал над проектом «Фонтана богатырей» для одной из площадей Москвы, а также над эскизами и проектами декоративных групп для украшения Благовещенского моста в Петербурге (оба не осуществлены). В 1859 выполнил бюст Николая I для здания петербургской Биржи. Создал надгробия Нелидовой в Курске (1846) и Орловой во Флоренции (1846–1850). С 1860 по заказам Морского министерства исполнял модели деревянных скульптур для носовых частей кораблей военно-морского флота.
Известны небольшие портретные статуэтки Пименова: «Сидящий молодой человек с тросточкой», «Портрет А. В. Логановского» (оба — 1844), «Портрет неизвестного в кресле» (1845) и другие.
Ретроспективные выставки мастера прошли в 1873 и 1914 в залах ИАХ в Петербурге.
Пименов — один из наиболее значительных русских художников середины XIX века, в чьем творчестве нашли отражение все основные тенденции русской скульптуры этого времени. Его раннее творчество находится в русле академических традиций, при этом уже тогда прослеживается интерес мастера к национальным и бытовым темам, что стало новым для искусства 1830-х. В 1840-х преобладающую роль начинают играть произведения бытового жанра. В них отчетливо нарастают реалистические тенденции, свойственные дарованию скульптора. В своих станковых статуэтках, Пименов стремится не только к психологическому раскрытию характера своих моделей, но и к живой выразительности образа и конкретности в передаче обстановки и места действия. Почти одновременно с реалистическими портретами и жанровыми произведениями, он создавал работы совершенно иного типа. Для его монументальной скульптуры 1840-х — 1850-х характерна некоторая эклектичность художественного языка, с вычурностью и сложностью композиционного построения, тяготением к аллегории и чрезмерно подробной повествовательностью. Лишь в поздних работах 1860-х — проектах памятников Паскевичу, Воронцову, Лазареву — можно отметить возвращение к простоте художественных решений. В целом творчество Пименова наметило основные направления развития русской скульптуры во второй половине XIX столетия.
Произведения Пименова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.
Украденное искусство: краткая история арт-похищений. Часть 3
21.01.2025Открыты 564-е торги аукциона ARTinvestment.RU
20.01.2025Открыт 245-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
20.01.2025Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 2024 года
17.01.2025Рынок русского искусства в России. Итоги 2024 года
14.01.2025Открыт 244-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
13.01.2025Открыты 563-и торги аукциона ARTinvestment.RU
13.01.2025С 1 февраля 2025 изменятся цены подписки на базу аукционных результатов ARTinvestment.RU
10.01.2025Главные события российского арт-рынка — 2024. Часть 2
10.01.2025Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе