1793–1877
Живописец, график
Родился в семье чиновника. В 1810-х служил в Экспедиции государственных доходов. Одновременно в качестве «постороннего» ученика занимался в классе исторической живописи ИАХ у В. К. Шебуева. В 1813 получил малую и большую серебряные медали. В 1818 конкурировал на получение права пенсионерской поездки за границу, представив в Совет ИАХ картину «Христос, изгоняющий торгующих из храма». В 1819 отправлен в Италию на средства Кабинета Его Императорского Величества. Изучал музейные коллекции Рима. Выполнил для ИАХ копии с ватиканских фресок Рафаэля: «Изведение апостола Петра из темницы» и «Больсенская месса». Своими работами приобрел известность в художественных кругах Рима, пользовался покровительством Ф. Камуччини, А. Кановы, Б. Торвальдсена.
В 1830 вызван в Петербург. В том же году за картину «Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада», выполненную в Италии, удостоен звания академика. С 1831 выполнял обязанности профессора в ИАХ: преподавал историческую и портретную живопись. В 1832 совместно с А. П. Сапожниковым перевел на русский язык работу Ж. Дель-Медико «Анатомия для живописцев и скульпторов». В 1836 получил звание профессора 2-й степени без исполнения программы, в 1846 — профессора 1-й степени, в 1856 — заслуженного профессора. Среди его учеников — К. Ф. Гун, Н. Н. Ге, К. Е. Маковский, Г. И. Семирадский, П. П. Чистяков, В. М. Васнецов, А. И. Корзухин и другие.
Много работал в области монументальной живописи. В 1832–1833 выполнил плафон «Аполлон и Музы» для зала ИАХ, композицию «Благовещение» для царских врат собора Всех учебных заведений. В 1837 — четыре образа больших размеров и плафон «Сошествие Святого Духа на апостолов» для академической церкви Св. Екатерины. В конце 1830-х занимался восстановлением росписей Зимнего дворца после пожара 1837, в том числе возобновил плафон «Воскресение Христово» венецианского мастера Ф. Фонтебассо в дворцовой церкви. В 1836–1839 написал «Введение Богородицы во храм» для Казанского собора. В 1843–1856 был привлечен к созданию росписей Исаакиевского собора, в котором полностью расписал приделы Св. Александра Невского и Св. Великомученицы Екатерины, а также исполнил композицию «Нагорная проповедь» над южными дверями собора. Кроме того, он завершил роспись плафона главного купола, начатую К. П. Брюлловым. В 1860-х создал эскизы росписей Храма Христа Спасителя в Москве, которые из-за почти полной потери зрения не смог осуществить. Росписи были выполнены Н. А. Кошелевым по картонам Басина.
В 1869 художник вышел в отставку, последние годы жизни почти не работал. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге (скульптурное надгробие на его могиле выполнено И. И. Подозеровым).
Басин — один из крупнейших мастеров академического направления в русском искусстве первой половины XIX века. Его творческую биографию можно условно разделить на несколько периодов. Первый (1810-е) связан с обучением в ИАХ. Второй, итальянский (1819–1830) по праву считается временем расцвета искусства художника. В это время наряду с академическими композициями («Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели», 1821; «Сусанна и старцы», 1822) он создал ряд портретов (С. Ф. Щедрина, 1822; Неизвестной с девочкой, 1822), жанровых сцен («Итальянский разбойник», 1822; «Землетрясение в Рокка-ди-Папа, близ Рима», 1830), пейзажей («Вид в окрестностях Субикао»; «Пейзаж со стадом коз», все — 1820-е). Особый интерес представляют натурные этюды, в которых художник стремился правдиво передать состояния определенного времени суток, освещение и цветовые отношения, что характеризует его как мастера, не чуждого влияния романтизма. В последний период (1830-е — 1850-е) доминирующее положение в творчестве Басина занимали монументальные работы религиозного и светского содержания, полностью отвечающие традициям русской академической школы. Как и многие «академисты», значительную роль отводил рисунку, как основе художественного ремесла.
Произведения Басина находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Десять главных событий 2025 года. Международный арт-рынок
26.12.2025Диверсификация арт-портфеля по Марковицу. Часть 5
23.12.2025Открыт 290-й кураторский аукцион AI «Искусство Татьяны Мавриной»
22.12.2025Открыты 612-е торги аукциона ARTinvestment.RU
22.12.2025Диверсификация арт-портфеля по Марковицу. Часть 4
19.12.2025Диверсификация арт-портфеля по Марковицу. Часть 3
16.12.2025Открыты 611-е торги аукциона ARTinvestment.RU — «Зимние торги»
15.12.2025Art Basel Miami Beach 2025. Часть 2: рассвет Кало и закат Лабубу
12.12.2025Art Basel Miami Beach 2025. Часть 1: цифровой обман и полный эрзац
09.12.2025Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе