Кошелев Николай Андреевич
1840–1918

КОШЕЛЕВ Николай Андреевич

3 мая 1840 (село Сирманах Пензенской губернии) — 1918

Живописец, график, художник-монументалист.

Родился в семье крепостного крестьянина. Детство провел в Арзамасе. В 1851–1853 обучался у живописца-ремесленника Давыдова в Нижнем Новгороде. В 1856 переехал в Казань, где некоторое время обучался у итальянского художника Ботелли. Работал в области церковной живописи, создавал росписи и образа для церквей. В 1860 приехал в Петербург, где поступил в ИАХ. Занимался сначала в качестве вольноприходящего, с 1863 — постоянного ученика в классе исторической живописи под руководством А. Т. Маркова и Ф. А. Бруни. За период обучения неоднократно отмечался медалями: в 1862 — тремя малыми серебряными медалями за картину «Первое число», этюд и рисунок с натуры, а также большой серебряной медалью за этюд с натуры, в 1864 — малой золотой медалью за программную картину «Меркурий усыпляет Аргуса, чтобы похитить нимфу Ио». Из-за недостатка средств не смог принять участие в конкурсе на большую золотую медаль. Несмотря на это, в 1865 был удостоен звания классного художника 1-й степени «за познания в живописи исторической и портретной».

С 1864 работал в художественной артели П. А. Крестоносцева. С 1865 входил в Санкт-Петербургскую Артель художников, возглавляемую И. Н. Крамским. В 1865 получил заказ на создание иллюстраций к изданию Дементьева и Золотова «Русская история в картинах», для которого выполнил более 60 рисунков. В том же году получил 2-ю премию Общества поощрения художников за картину «Офеня-коробейник».

Осенью 1865 по приглашению И. Н. Крамского уехал в Москву для завершения росписей главного купола Храма Христа Спасителя. В 1868 снова работал над росписями Храма Христа Спасителя по картонам П. В. Басина. Кроме того, создал в соборе композиции по собственным рисункам: «Господь, восседающий на престоле с книгой о семью печатях» в северном своде (1871), «И слово плоть бысть» в южном (1873), «Семь таинств церкви» в восточном (1876), «Поклонение 24 царей» в западном (1876), а также «Вседержитель, восседающий на троне» под главным куполом (1879). В 1873 за работы в Храме был удостоен звания академика, в 1878 — профессора.

В 1878 отправился в заграничную поездку, посетил Берлин, Дрезден, Франкфурт, Вену, Париж. В 1880–1881 жил в Риме, где работал над картиной «Погребение Христа».

В 1881 возвратился в Россию, жил попеременно в Москве и Петербурге. Участвовал в выставках в залах ИАХ, Московского общества любителей художеств (член Общества с 1871), Санкт-Петербургского общества художников (с 1891). В 1881 в Санкт-Петербурге, Гатчине и Москве прошли персональные выставки произведений Кошелева.

Занимался преподавательской деятельностью. Вел живопись и рисование в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, читал курс истории искусства в МУЖВиЗ. В 1880-х — 1890-х был инспектором Строгановского художественно-промышленного училища.

В 1882 был привлечен к реставрации росписей главного купола Исаакиевского собора. Выполнял эскизы для мозаик и росписей храма Спаса на крови (Воскресения Христова) в Петербурге. Работал над росписями православного собора в Варшаве. В 1891 совершил поездку в Египет и на Ближний Восток, во время которой исполнил более двадцати образов на темы Страстей Христовых для русской церкви Св. Александра Невского в Иерусалиме.

В 1896 стал одним из инициаторов создания Нижегородского художественного и исторического музея, которому подарил некоторые свои произведения, в частности «Погребение Христа». В 1903 путешествовал по Крыму. В 1911–1912 участвовал в организации и проведении Всероссийского съезда художников.

Кошелев — один из крупнейших русских живописцев второй половины XIX века, проявивший себя в различных областях искусства. В его творческом наследии —церковные росписи и образа, картины на исторические и библейские сюжеты, жанровые композиции, портреты, пейзажи. Наибольшую известность мастеру принесли монументальные росписи и произведения религиозного содержания, созданные в традициях академического искусства того времени. Несколько иной характер носят картины бытового жанра, близкие передвижническому реализму стремлением к жизненной правде, обличительной интонацией, «литературностью» темы.

Произведения Кошелева находятся во многих музейных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Нижегородском государственном художественном музее и других.

Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх