1751–1830
Живописец, график, миниатюрист, художник-монументалист.
Родился в семье тирольского художника М. Лампа. Учился у Ф. Кенига и Ф.-Н. Штрайхера в Зальцбурге, затем у братьев Фр. и Д. Лоренци в Вероне. В 1770-х работал в Италии. Принимал участие в росписях церквей, писал алтарные образа. В 1773 избран членом Академии художеств в Вероне. С 1780-х занимался преимущественно портретной живописью.
В 1781–1788 жил в Австрии. В 1786 за портрет Иосифа II в костюме Великого магистра ордена Золотого Руна получил звание профессора Академии художеств в Вене и был избран членом ее Совета. В 1788 приглашен польским королем Станиславом Августом Понятовским в Варшаву. До 1791 работал в Польше, ненадолго вернулся в Вену. В том же году по приглашению Г. А. Потемкина-Таврического приехал в его ставку в Яссы. В январе 1792 по рекомендации секретаря канцелярии Потемкина В. С. Попова вызван в Петербург, где находился до весны 1797.
Работал при дворе Екатерины II, где нашел покровителя в лице графа П. А. Зубова. В 1792–1793 написал портрет императрицы в рост с натуры. В 1794 за портрет А. И. Мусина-Пушкина удостоен звания почетного вольного общника ИАХ. В 1795 за портреты Н. Б. Юсупова, П. В. Завадовского, Мусина-Пушкина, бесплатно выполненные для конференц-зала Академии, получил в подарок коллекцию медалей. Написал «… Сочинение о правилах и статусе Императорской Академии художеств…». Давал частные уроки русским ученикам, у него обучались В. Л. Боровиковский, миниатюрист И. И. Малышев и другие.
В 1797 после специального указа Павла I о лишении Лампи государственного пенсиона вынужден был покинуть Петербург и уехать в Вену. В 1798 получил дворянский титул, с этого времени подписывал свои работы как Chevalier de Lampi. В 1799 удостоен звания почетного гражданина Вены. За портрет шведского короля Карла XIII был избран членом Академии изящных искусств Швеции. С 1800 возглавлял Совет Академии художеств в Вене. На собственные средства учредил приз за лучший рисунок с натуры для воспитанников Венской Академии. В 1805 назначен на должность хранителя императорской художественной коллекции.
Имел собственную обширную мастерскую в Вене, где выполнялись портретные заказы. Помощниками в ней были оба сына художника — Иоганн Баптист Лампи-младший (1775–1837) и Франц Ксавье Лампи (1783–1852). В 1822 передал управление мастерской И. Б. Лампи-младшему и оставил занятия живописью.
Лампи представляет собой чрезвычайно распространенный в XVIII столетии тип странствующего художника-универсала, путешествующего в поисках выгодных заказов и благосклонных покровителей. В России быстро стал модным живописцем, имел обширную мастерскую, в которой ему помогал старший сын, Лампи-младший. По словам современников, успех отца и сына Лампи был настолько велик, что при русском дворе не осталось буквально ни одного человека, не запечатленного их кистью.
В своих портретах художник создал образ удачливого царедворца, поэтизируя блестящую карьеру и видное положение при дворе. По выражению историка искусства Э. Ф. Голлербаха, Лампи сумел «в обобщенной характеристике запечатлеть современный ему тип людей, некое коллективное лицо русской аристократии Екатерининского времени». Центральное место в творчестве художника занимал тип парадного и полупарадного портрета, со всеми присущими ему канонами изображения и особенностями характеристики моделей. Колорит картин — насыщенный, вместе с тем нежный и приглушенный. В нем преобладают холодноватые серо-серебристые, синие тона, контрастирующие с оттенками теплых красных и коричневато-желтых.
В героях Лампи присутствует некая наивная самоустраненность от жизненных реалий и оттенок деланной красивости. Выражения лиц подчеркнуто горделивые и самоуверенные. Среди лучших работ мастера — портреты Потемкина-Таврического (около 1790), императрицы Екатерины II, Н. Б. Юсупова, А. Н. Самойлова, А. А. Безбородко, Мусина-Пушкина (все — 1794), великой княгини Марии Федоровны (не позднее 1795), Е. С. Самойловой (1792–1796), П. А. Зубова (1793 и 1796), В. А. Зубова (1796), А. С. Строганова (1790-е). Многие впоследствии были переведены в гравюру Д. Уокером.
Произведения Лампи находятся во многих музейных собраниях Европы, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Академии изобразительных искусств в Вене, Национальном музее в Варшаве и других.
Открыт 243-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
06.01.2025Открыты 562-е торги аукциона ARTinvestment.RU
06.01.2025Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 2
27.12.2024Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе