1795–1864
Живописец, график, миниатюрист.
Родился в семье мастера орнаментальной скульптуры по дереву Ивана Ефимовича Теребенёва, брат скульптора и рисовальщика Ивана Ивановича Теребенёва. С 1803 учился в ИАХ. За время учебы неоднократно награждался медалями: в 1810 — малой серебряной, в 1812 — большой серебряной (обе — за рисунки с натуры), в 1815 — большой золотой за картину «Русская крестьянская свадьба», которая была приобретена императрицей Марией Федоровной. В том же году получил аттестат 1-й степени на звание классного художника и оставлен пенсионером при Академии до 1817 для совершенствования мастерства.
В 1824 по представленным в Совет ИАХ «разным миниатюрным портретам» признан «назначенным» в академики. В 1830 за миниатюрный «Портрет профессора скульптуры В. И. Демут-Малиновского» удостоен звания академика.
В 1832–1857 преподавал в Артиллерийском инженерном училище в Петербурге. Писал образа для иконостасов церквей, в частности Сионского собора в Тифлисе (1837), церкви Петропавловской больницы в Петербурге (1861) и других.
Теребенёв — один из наиболее значительных портретистов первой половины XIX века, наиболее известен как мастер миниатюрного и акварельного портрета. В произведениях следовал сложившейся традиции этого жанра. Как правило, художник выбирал погрудное или поясное изображение (в детских портретах — в рост или поколенное), представлял модель на простом односложном фоне, выполненном легкой штриховкой, уделял большое внимание передаче деталей костюма и аксессуаров (знаков отличия, украшений), часто вписывая композицию в овальную или квадратную форму. Большая их часть относится к типам камерного и полупарадного портрета, в которых художник стремился не только к раскрытию социального статуса, но также душевных качеств, внутреннего мира моделей.
В раннем творчестве (конец 1810-х — 1820-е) работал преимущественно как миниатюрист. Испытал влияние романтизма. В середине 1820-х обратился к акварельному портрету, первоначально более используя привычную миниатюрную, нежели акварельную технику. Большинство его произведений этого периода исполнены на коричневой бумаге, черным карандашом в сочетании с акварелью, смешанной с белилами и гуашью. Плотность цвета, почти полное отсутствие прозрачности, некоторое однообразие композиционных решений (погрудно, прямолично), придают им «деревянную» жесткость и плоскостность. Позднее художник преодолел эту скованность в использовании богатой специфики акварели, его произведения 1830-х — 1840-х обладают «живой» выразительностью, в некоторых случаях отличаются виртуозностью исполнения.
Произведения Теребенёва находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе