- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
- С.Б.Краснов, "Вознесение церкви", картина художника с мировым именем
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
Рогир ван дер Вейден. Святой Лука, рисующий Мадонну. К завершению реставрации
ARTinvestment.RU 19 мая 2016
История реставрации шедевра из собрания Эрмитажа рассказана на выставке, которая продлится до сентября
В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка «Рогир ван дер Вейден. Святой Лука, рисующий Мадонну. К завершению реставрации» из цикла «Возрожденные шедевры».
Рогир ван дер Вейден (ок. 1400 — 1464) — один из выдающихся художников XV столетия — Золотого века нидерландской живописи, ученик знаменитого мастера северного возрождения Робера Кампена, работал в Брюсселе. В нидерландскую живопись он внес тему раскрытия человеческих переживаний и оказал значительное воздействие на своих современников и последователей.
В настоящее время в мире известны четыре варианта картины «Святой Лука, рисующий Мадонну». Один из них находится в Государственном Эрмитаже, три других — в Музее Изящных искусств (Бостон, США), в Старой Пинакотеке (Мюнхен, Германия), в Музее Гронинге (Брюгге, Бельгия). Картина поступила в Эрмитаж необычным образом. Она была разделена на две части. Правая половина с изображением Святого Луки была приобретена в 1850 году из коллекции Виллема II, короля Нидерландов, женатого на дочери Павла I, Анне Павловне. Левая — с изображением Мадонны с Младенцем была куплена в 1884 году у парижского антиквара Антуана Бера, она происходила из собрания королевы Испании Изабеллы II, жившей в изгнании во Франции.
За время нахождения в Эрмитаже картина прошла несколько реставраций. В 1854 году часть со святым Лукой была паркетирована (т.е. основа картины с задней стороны была усилена, чтобы препятствовать ее деформации) Федором Табунцовым. Затем, в 1867 году, эта половина была переведена с дерева на холст эрмитажным реставратором Александром Сидоровым. В 1884 году он же после приобретения второй половины картины перевел ее с дерева на холст и соединил в единое целое с первой частью.
После соединения двух половин картина «Святой Лука, рисующий Мадонну» приобрела почти первозданный вид. Почти — потому что она оказалась лишенной верхней части композиции, а также на ней были сделаны две реставрационные приставки — вверху половины со святым Лукой и внизу половины с Мадонной. Несохранившуюся часть верха картины сейчас можно представить, сравнивая произведения с тремя другими известными вариантами.
Композиция картины Рогира ван дер Вейдена восходит к несохранившемуся произведению Робера Кампена «Святой Лука, рисующий Мадонну». Одновременно видна перекличка с находящейся в Лувре картиной «Мадонна канцлера Ролена» (1435) кисти Яна ван Эйка, старшего современника Рогира.
Эта работа — характерное произведение нидерландского искусства. На переднем плане изображена Мадонна с Младенцем и евангелист Лука, рисующий ее лик; в глубине виден пейзаж, наполненный жизнью.
Сюжет евангелиста Луки, рисующего Мадонну, идет от византийского искусства VIII века. Около XII века он проникает в западноевропейскую живопись. Согласно преданию, Святой Лука долго пытался написать портрет Мадонны, но никак не мог вспомнить ее черты. Тогда Мария явилась ему, и евангелист запечатлел ее образ. Святой Лука считался в Европе покровителем художников, и его изображения украшали помещения гильдий живописцев в различных городах. В нидерландской живописи к образу Святого Луки, рисующего Мадонну, обращались такие выдающиеся художники, как Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, и многие другие. Мастера часто отождествляли себя со Святым Лукой, поэтому многие видят в изображенном Рогиром ван дер Вейденом евангелисте возможное портретное сходство с самим живописцем.
Святой Лука представлен в момент творчества. В отличие от художников Итальянского Возрождения, уделявших особое внимание человеку и изображавших его обычно в центре композиции, нидерландских мастеров интересует и человек, и его окружение. Поместив фигуры Марии с Младенцем слева и Луки — справа, всю среднюю часть картины Рогир ван дер Вейден занял пейзажем, открыв взору зрителя перспективу уходящей вдаль реки с городскими кварталами на ее берегах.
В руках Святого Луки виден серебряный карандаш — типичный инструмент художника того времени. Он держит карандаш почти под прямым углом к листу, отнеся от него кисть, чтобы не стереть руками уже нарисованное на бумаге. Это чудесный пример техники рисования, которую, надо думать, Рогир ван дер Вейден знал в совершенстве.
Святой Лука изображен в розовато-красном плаще с меховыми отворотами рукавов и воротника, на голове коричневая шапочка. На поясе у него висит чернильница. Есть предположения, что это костюм врача, который был в употреблении в XIV веке. Однако более правильным видеть в нем мантию и шапочку, связанную с католической традицией, возможно, это одежды аббата или кардинала.
Позади Святого лежит раскрытая книга. Это Евангелие, которое святой Лука только что перестал писать. Теперь, после раскрытия записей, рядом с книгой стала видна открытая чернильница.
Ниже изображена голова быка — символ святого Луки. На подлокотнике трона Мадонны изображена сцена искушения Адама и Евы змием, предлагающим им яблоко. Трон Богоматери украшен дорогим ковром, который должен был нависать над ней балдахином, изображенным в утраченной верхней части картины.
Напротив Святого Луки, присев на ступеньку своего трона в красивых, богато украшенных одеждах, Мадонна кормит Младенца Христа. Ван дер Вейден сумел передать лицо Мадонны очень естественным и одновременно идеальным. Она смотрит любящим материнским взглядом на Младенца, аккуратно поддерживая его. После реставрации стала видна капелька молока, проступившая на ее груди, скрытая раньше темным разложившимся лаком. Этот нюанс дает еще одну трактовку сюжета этой картины как Мадонны-Млекопитательницы. Спустя столетие, в середине XVI века такие изображения будут запрещены, и в западноевропейской традиции они постепенно исчезнут.
Если дополнить картину недостающей сверху частью, то строго в центре на пересечении диагоналей, на втором плане композиции изображены две фигуры, стоящие у каменной ограды моста. Их считают фигурами святых Иоакима и Анны, родителей Мадонны. Проведенная реставрация вновь дала нам возможность увидеть левую руку святого Иоакима, считавшуюся утраченной под записями, которой он указывает на что-то происходящее вдали. По ступенькам на площадь поднимается женщина с ведрами воды, какой-то горожанин стоит у входа в лавку. Есть предположения, что это лавка художественных предметов. Над ней у окон второго этажа развевается сохнущее белье. В отдалении, на правом берегу, скачут всадники. Легкость, с которой изображены эти маленькие фигуры, отсутствие механичности в их движениях показывает руку большого художника.
В начале 2013 года после исследования памятника в ИК- и УФ-лучах, проведения рентгеноскопии, изучения состава материалов живописи, как авторских, так и реставрационных, была начата работа по реставрации картины. Для исследований использовались: сканирующий электронный микроскоп с рентгеновским микроанализатором (SEM-EDX), газовый хроматомасс-спектрометр (GCMS), поляризационный микроскоп (PLM).
В конце 2015-го реставрация картины была закончена. Было проведено раскрытие от многослойного сильно потемневшего лака, удалены старые реставрационные записи и мастиковки, заходящие на авторскую живопись, тонированы утраты авторской живописи. На реставрационных приставках XIX века проведена новая реконструкция, соответствующая авторской композиции.
Реставрация картины проведена Валерием Юрьевичем Бровкиным, художником-реставратором Лаборатории научной реставрации станковой живописи (заведующий Виктор Анатольевич Коробов) Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (заведующая Татьяна Александровна Баранова).
Куратор выставки Николай Леонидович Зыков, хранитель нидерландской живописи XV — XVI веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства (заведующий Сергей Олегович Андросов).
Источник: hermitagemuseum.org
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160519_veiden.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160519_veiden.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
- С.Б.Краснов, "Вознесение церкви", картина художника с мировым именем
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника