Друг другу чужды по судьбе, они родня по вдохновенью
ARTinvestment.RU   18 апреля 2014

Сегодня в ГМП А. С.Пушкина открывается выставка посвященных А. С. Пушкину произведений абрамцевских художников. Из собраний Музея-заповедника «Абрамцево», Всероссийского музея А. С. Пушкина и Государственного музея А. С.Пушкина

Сегодня в ГМП А. С. Пушкина открывается выставка посвященных А. С. Пушкину работ абрамцевских художников. Выставка представляет более 200 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства выдающихся художников России XIX–XX веков, вдохновленных творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Среди авторов — В. Д. Поленов, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, М. А. Врубель, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. Я. Головин, С. В. Малютин. Многие из представленных работ московские зрители увидят впервые.

Объединяющим началом уникальной экспозиции стал не только А. С. Пушкин, но и знаменитое «Абрамцево» — один из самых ярких духовных очагов отечественной культуры. Все представленные на выставке художники были участниками легендарного художественного кружка, основанного в 1870-е годы.

Подмосковная усадьба Абрамцево была куплена известным в Москве литературным и театральным критиком С. Т. Аксаковым в 1843 году. За годы пребывания Аксаковых в Абрамцеве рядовое дворянское поместье превратилось в крупный литературный и художественный центр. В гостеприимном аксаковском доме бывали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин, А. С. Хомяков, братья Киреевские и многие другие. Традиции, заложенные Аксаковым, наследовал и преумножил известный предприниматель и меценат С. И. Мамонтов, ставший следующим владельцем усадьбы. Благодаря его подвижничеству, рожденный в Абрамцево художественный кружок стал выдающимся явлением русской культуры. Его участников объединяли поиски национального в искусстве, которые каждый декларировал в своем творчестве собственным, оригинальным языком.

Семьи Аксаковых, Мамонтовых и их друзей-художников объединяла любовь к русской истории и литературе. И конечно, особый и неизменный интерес вызывало у всех творчество А. С. Пушкина. Наследие великого поэта заняло значительное место в творчестве художников Мамонтовского сообщества. Одним из первых абрамцевских художников, обратившихся к пушкинской теме, стал Н. В. Неврев, учившийся у исторического живописца М. И. Скотти. На большом полотне художник попытался воспроизвести драматический эпизод из баллады А. С. Пушкина «Воевода». И, хотя у современников эта работа Неврева успеха не имела, ее живописные достоинства оценил С. И. Мамонтов, который приобрел картину. Впоследствии именно она украшала одну из самых красивых комнат в абрамцевском доме — Красную гостиную, где проходили музыкальные и литературные вечера. Картина займет свое достойное место и на открывающейся в Москве выставке.

Последняя треть XIX столетия была отмечены в художественной среде бурным всплеском интереса к творческому наследию А. С. Пушкина. Это внимание к А. С. Пушкину объяснил в свое время скульптор М. М. Антокольский в письме к С. И. Мамонтову: «Он ставит перед вами живой интерес, и при этом несколькими штрихами вызывает ваше воображение, выводит его на дорогу, указывает куда ведет, и вдруг оставляет вас… Этот поэт сильнее действует на творчество, ибо ваше воображение сильнее работает».

В 1874 году был объявлен конкурс на проект первого памятника А. С. Пушкину. Марк Антокольский, известный уже к тому времени скульптор, стал одним из участников конкурса. Его проект отличался и оригинальностью, и красотой — скульптор хотел изобразить поэта в окружении героев его произведений, полагая, что главная тема памятника не поэт, не портретное сходство, а творчество Пушкина. Эскизы Антокольский выполнял в том числе и в доме Мамонтовых в Москве, на Садово-Спасской. Увы, проект Антокольского не был одобрен комиссией (к слову, с тех пор скульптор никогда больше не принимал участия в конкурсах, считая их «негодными»). О том же, насколько интересен был замысел монумента, смогут составить мнение зрители выставки. В Москву прибыли несколько скульптурных моделей к памятнику, хранящиеся ныне в Петербурге, в коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина.

Произведения Пушкина легли в основу нескольких опер, поставленных на сцене Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. Она открылась 9 января 1885 года оперой А. Н. Даргомыжского, в основу которой легла неоконченная драма А. С. Пушкина «Русалка». На выставке представлены эскизы костюмов к этому спектаклю, выполненные В. М. Васнецовым.

Ярким событием в культурной жизни России стало празднование столетнего юбилея А. С. Пушкина. Известно, что в 1899 году силами Частной русской оперы С. И. Мамонтов готовил праздничный вечер, посвященный столетию поэта. Возможно, под влиянием этих мероприятий М. А. Врубелем и была создана большая напольная ваза «Поэт», вглядываясь в сложный рисунок которой можно увидеть профиль Пушкина. Выставка дает возможность разглядеть своими глазами уникальную вазу, выполненную гениальным художником в Абрамцевской гончарной мастерской (в числе других ценнейших экспонатов декоративно-прикладного творчества абрамцевских художников, ее представляет на выставке Музей-усадьба «Абрамцево»).

А. И. Мамонтов задумал также выпустить к 100-летию поэта серию книг с иллюстрациями С. В. Малютина. Ему удалось издать только «Сказку о царе Салтане» и поэму «Руслан и Людмила». Благодаря этим проектам появился новый тип книги — тетрадь крупного формата, печатавшаяся с обязательным применением цвета способом высокой печати на плотной бумаге. Издательство стремилось донести до читателя все достоинства живописных оригиналов Малютина, но из-за несовершенства типографской техники того времени это было невозможно. Безусловные достоинства книжного оформления С. В. Малютина, особый колорит его произведений, всю глубину акварельного тона в сочетании с золотой и серебряной краской прекрасно показывают сохранившиеся оригинальные иллюстрации из коллекции музея-заповедника «Абрамцево».

Предпринятое П. П. Кончаловским в том же юбилейном году трехтомное издание сочинений Пушкина печаталось в типографии А. И. Мамонтова, брата Саввы Ивановича. В работе участвовали 18 известных художников: И. Е. Репин, В. А. Серов, В. М. и А. М. Васнецовы, К. А. Коровин, М. А. Врубель и другие. Ими было создано 66 иллюстраций. Для издания В. А. Серов выполнил иллюстрацию к стихотворению «Зимняя дорога», для которой использовал композицию рисунка, сделанного им еще в 14-летнем возрасте. Им же был выполнен портрет Пушкина для фронтисписа издания.

В начале прошлого столетия к творчеству А. С. Пушкина обращались такие художники, как К. А. Коровин, А. Я. Головин, В. А. Серов, М. В. Нестеров и В. Д. Поленов, не раз приезжавшие в Абрамцево. Их работы из фондов Государственного музея А. С. Пушкина также представлены на выставке. Среди них — эскизы костюмов К. А. Коровина к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» (1909) и эскизы декораций к балету Л. Минкуса «Золотая рыбка» (1915). Создавая их, художник проявил себя как тонкий стилизатор, эффектно использующий декоративные приемы стиля модерн. Эскизы костюмов Доны Анны и Дон Гуана к опере А. С. Даргомыжского «Каменный гость», выполненные А. Я. Головиным в 1917 году, поражают точной проработкой всех деталей и свидетельствуют о глубоком знании истории костюма. Эскиз грима царя Бориса к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1911), созданный художником в традициях русской иконописи, позволяет увидеть в облике царя трагедию власти и одиночества.

Интерес к творчеству поэта сохранялся и у художников ХХ века, связанных с абрамцевской землей, — Д. А. Шмаринова, Б. Д. Королева, В. Н. Горяева, Т. А. Мавриной, В. Е. Попкова и других. На выставке представлены некоторые их работы из музейных собраний.

Колорит сказочной «русскости», свойственной художникам мамонтовского сообщества, выставочной экспозиции придают предметы резной мебели из коллекции Музея-усадьбы «Абрамцево». Изумительной резьбы столики, стулья, полочки, настенные шкафчики, рамки для зеркал были исполнены резчиками Абрамцевской мастерской в конце XIX века по авторским эскизам Е. Д. Поленовой — талантливой художницы, сестры живописца В. Д. Поленова.

Источник: pushkinmuseum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140418_pushkinu.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140418_pushkinu.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх