Матвей Добров (1877–1958). Забытый классик
ARTinvestment.RU 20 марта 2014
Сегодня в Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка Матвея Доброва, мастера гравюры по металлу, классика русской графики первой половины XX века
ГТГ, 20 марта — 25 мая 2014
Москва, Крымский Вал, 10, залы 21–22
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка «Матвей Дόбров (1877–1958). Забытый классик». Художественное наследие Матвея Алексеевича Доброва, мастера гравюры по металлу, стало классикой русской графики первой половины XX века. Московская школа офорта так же неразрывно связана с именем Доброва, как школа ксилографии — с именем Фаворского.
Выставка позволяет зрителю познакомиться с автором одних из самых изящных, технически безупречных гравюр, отличающихся исключительной культурой отношения к форме, линии и цвету. На протяжении жизни Матвей Алексеевич сознательно оставался в стороне от поисков остросовременных выразительных тем и средств, отдавая дань традиции реализма и камерным лирическим мотивам. Поэтому, несмотря на то, что с 1910-х годов Добров участвовал во многих выставках художественных объединений, в том числе Московского товарищества художников, общества «Жар-цвет», Товарищества независимых, Московского салона, Ассоциации графиков, объединения «Маковец», во всесоюзных и зарубежных экспозициях 1930–50-х годов, во второй половине XX века его «тихое искусство» оказалось практически забыто.
В ранних работах Доброва прослеживается увлечение модерном и символизмом, однако главным, наиболее органичным для художника было реалистическое направление, связанное с традициями московской школы.
Творчество Доброва сочетает в себе камерность и лиричность станковой графики с точностью научного рисования. В таком соединении выражается своеобразие мироощущения автора: он воспринимал окружающее одновременно как художник и как естествоиспытатель. Взаимопроникновение искусства и науки во многом определило его творческую биографию.
С юности Матвей Алексеевич Добров интересовался ботаникой, позже он отучился два курса на физико-математическом факультете Московского университета. Художественное образование начал в 1900 году в школе рисования и живописи К. Ф. Юона и И. О. Дудина, затем поступил на отделение живописи Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где учился с 1901 по 1906 год у К. А. Коровина, В. А. Серова, А. С. Степанова.
Добров увлекся искусством гравюры в детские годы, получив на день рождения в подарок от отца, крупного московского врача и мецената, монографию об офортах Рембрандта. Но осуществить свою мечту стать офортистом ему удалось только в 1908 году в Париже, куда по совету К. Ф. Юона он отправился обучаться гравированию в мастерской известной русской художницы Е. С. Кругликовой. Жизнь Доброва в Париже была наполнена разнообразными занятиями, интересами и впечатлениями: он посещал Академию Ф. Коларосси, где рисовал и гравировал ню с натуры, прослушал курс лекций по египтологии в Лувре, увлекся творчеством Айседоры Дункан.
В начале 1910-х годов в Москве Добров смог организовать собственную мастерскую и заново гравировал свои лучшие парижские офорты, в том числе «Памятник Вольтеру» (1911, ГТГ) и «Фонтан Карпо» (1912, ГТГ). Он также создал ряд новых гравюр, среди которых выполненная по луврским зарисовкам «Египетская статуэтка» (1917, ГТГ) — пример использования художником техники меццо-тинто, популярной в России в XVIII — первой половине XIX века, но затем забытой.
С конца 1910-х Добров обратился к теме национального пейзажа. В 1919 году появляются его первые офорты из серии «Мотивы Подмосковья», над которой он работал до конца жизни. В 1920-е, оставшись без офортного станка, Матвей Алексеевич много рисовал. Прекрасным образцом работы тушью с использованием гусиного и тростникового перьев является серия рисунков, исполненных в 1925 году в Алабино — «Деревья у пруда. Алабино», «Дуб. Алабино» (оба — ГТГ) и другие.
На протяжении всей жизни художника привлекала анималистика. Изображения животных и птиц появлялись в композициях, навеянных впечатлениями от парижского зоопарка (серия «Птицы», 1911–1912, ГТГ, ГМИИ; «Зебры», 1915, ГТГ), в пейзажных этюдах («Пейзаж с лошадью. Переславль-Залесский», 1927, частное собрание), в серии больших гравюр «Скачки» (1934–1937, ГТГ, частное собрание).
При работе над произведениями на бытовые сюжеты Добров стремился к документальной точности, но созданные им своеобразные «семейные хроники» неизменно окрашены личным отношением к их участникам («Спящая Соня», 1910, частное собрание; «Отдых», 1928, ГТГ; «Бабушка и внучка»,1931, «За шитьем. Калуга», 1936, обе — частное собрание).
В 1934–1936 годах Добров возглавлял Офортную студию им. И. И. Нивинского, где у него появилась возможность создавать большеформатные офорты, ставшие образцами блестящего технического мастерства: «Рыболовы на Москве-реке», «Оленеводческий совхоз» (оба — частное собрание), «Ремонт сельскохозяйственных орудий в колхозе», «Немцы покидают Калугу» (оба — ГТГ).
Помимо художественного творчества, Добров преподавал в разное время в Государственной школе печатного дела при Первой Образцовой типографии, на кафедре рисования для студентов геологов, ботаников и географов в МГУ, в Московском полиграфическом институте. С 1935 года и до конца жизни Матвей Алексеевич руководил мастерской офорта на графическом факультете Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. Он стремился увлечь студентов искусством гравюры на металле, хотя понимал, что эта техника не была популярна из-за трудоемкости и сложности работы.
Представленные на выставке работы иллюстрируют весь диапазон тем и сюжетов, все многообразие техник, которыми владел мастер: от карандашного рисунка до экспериментов в технике офорта. В экспозицию включены более 100 произведений из собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и из коллекции потомков художника.
Источник: пресс-релиз ГТГ
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140320_dobrov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140320_dobrov.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн