«О романтической эпохе, о рыцарстве былых времен...»
ARTinvestment.RU   06 марта 2014

В саратовском Радищевском музее сегодня открывается выставка портретной миниатюры XVII — XX веков. В экспозиции — более 40 портретных миниатюр из собрания музея

В Саратовском Художественном музее имени А. Н. Радищева сегодня открывается выставка «О романтической эпохе, о рыцарстве былых времен... Портретная миниатюра XVII — XX веков». Новая выставка, которую предлагает посетителям Радищевский музей, по-своему уникальна: это первое полное представление коллекции портретной миниатюры из собрания музея. Экспозиция включает более 40 работ. Она позволяет познакомиться с историей развития этого вида искусств, его основными техниками: акварелью и гуашью на пергаменте, картоне или бумаге; масляными и эмалевыми красками на металлических пластинках; специальными красками на фарфоре. Наибольшее распространение получили миниатюрные портреты, написанные акварельными и гуашевыми красками на тонких (от 0,3 до 1 мм) пластинах слоновой кости. Краски наносились на них тоненькими кисточками таким образом, что кость просвечивала сквозь мазки, а в некоторых местах оставалась нетронутой. Художники-миниатюристы использовали особую технику письма — точками и штрихами, которые, сливаясь, моделировали формы, создавали общий живописный фон портрета. Под обратную сторону пластинки иногда подкладывали серебряную или золотую фольгу для усиления теплоты или холодности тонов, в зависимости от цветовой гаммы. Чтобы предохранить слоновую кость от деформации, а краски — от осыпания, хрупкие пластинки заключали в металлические рамки под стекло.

Самые ранние миниатюры исполнены в XVII веке западноевропейскими художниками. Хронологически завершают выставку работы ХХ века. Большинство представленных на выставке работ посетитель увидит впервые.

Поскольку один из вариантов происхождения термина «миниатюра» связан с названием красной краски «миниум» (minium), использовавшейся для создания иллюстраций в средневековых рукописях, на выставке представлены также книги из Фонда Редкой книги библиотеки музея.

Классическим примером портретной миниатюры, соединившей в себе все характерные черты этого вида искусств, можно назвать «Портрет графа Алексея Григорьевича Разумовского». Имя этого человека — одно из самых известных в русской истории XVIII века. Сын малороссийского казака, ставший затем фаворитом и, по мнению некоторых мемуаристов, даже тайным супругом императрицы Елизаветы Петровны. Никаких документальных подтверждений этого нет. Но миниатюра популярным в XVIII веке языком аллегорий и иносказаний поддерживает интригу тайного любовного союза. Золотая рамка портрета украшена локоном волос императрицы Елизаветы. Тем самым медальон словно бы соединяет в себе образы двух людей — графа Алексея Разумовского, изображение которого дано открыто, и его возлюбленной, которую олицетворял локон волос.

Без преувеличения можно назвать уникальными два миниатюрных портрета Варфоломея Филипповича Боголюбова, принадлежавшего к кругу людей, близко знакомых с А. С. Пушкиным. В 1832–1833 годах один из друзей поэта, актер и писатель Н. И. Куликов, даже упрекал А. С. Пушкина, что он «никого, кроме Боголюбова, не принимает». О существовании других портретов этого человека на настоящий момент не известно.

С появлением в середине XIX века фотографии искусство портретной миниатюры начинает постепенно угасать. В начале ХХ века попытку возродить искусство портретной миниатюры предприняли художники, принадлежавшие к знаменитому объединению «Мир искусства». К числу таких работ относится «Портрет Ю. А. Савельевой», исполненный Федором Ивановичем Захаровым в 1923 году. Эта миниатюра стала, судя по всему, одной из последних работ художника в России. В том же 1923 году в составе оргкомитета выставки Русского искусства в Америке он навсегда покинул Родину.

Открытием для посетителей выставки, безусловно, станет и ранее не выставлявшийся «Портрет Павла Петровича Бажова», автора знаменитой «Малахитовой шкатулки». Миниатюра была исполнена киевской художницей Верой Сергеевной Трофименко в 1949 году, к празднованию 70-летия писателя.

В самом начале ХХ века Н. Н. Врангель с грустью и нежностью писал о портретной миниатюре: «...вот искусство, которое все в прошлом, вместе с которым навсегда ушло понимание интимного, нежного и изысканного». Новая выставка Радищевского музея приглашает посетителей почувствовать магическое очарование этих маленьких вещей, в которых, как в зеркале, отразилась жизнь прошлых лет, нравы, вкусы и обычаи русского общества XVIII и XIX столетий.

Источник: radmuseumart.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх