Дмитрий Гутов: «Удивляться нечему»
Сегодня вечером в залах ММСИ в Ермолаевском переулке открывается большая ретроспектива Дмитрия Гутова
Сегодня в Московском музее современного искусства при поддержке галереи «Триумф» открывается большая ретроспектива Дмитрия Гутова, одного из самых ярких российских художников, заявивших о себе в конце 1980-х. Гутов участвовал в Венецианской биеннале (1995, 2007, 2011), выставках Documenta (2007), Manifesta (1996), биеннале в Стамбуле (1992), Валенсии (2001), Сан-Паулу (2002), Сиднее (2006) и Шанхае (2012), нью-йоркской Volta (2009) и ключевых выставках современного российского искусства за рубежом. Его работы выставлялись на ведущих культурных площадках России (Государственная Третьяковская Галерея, Русский музей, МАММ, Пермь-36), США (Музей Гуггенхайма), Франции (Лувр), Финляндии (KIASMA) и других стран.
Гутов всегда стремился к работе с забытыми и репрессированными феноменами искусства, к тому, что было отвергнуто как несоответствующее магистральным линиям развития культуры. Отсюда его интерес к живописи передвижников, к непопулярным философским учениям, теориям и текстам (Маркс, Гегель). Из руин советской эпохи он извлекает философское наследие Михаила Лифшица. Черпает вдохновение в графике Бойса и набросках Рембрандта, китайской каллиграфии, графическом дизайне советских журналов 1950–60-х, православных иконах и сюжетах древнегреческих ваз. На обрывках обоев он создает коллажи из вырезок советских газет («Космос», 1988), в 1994 году — инсталляцию «Над черной грязью», отсылающую к «Свадьбе на завтрашней улице» Юрия Пименова, а в 1996 совершает радикальный жест, показывая серию картин «Дилетантизм в искусстве», выполненных в любительской реалистической манере.
Выставка «Удивляться нечему» (фотографии, видео, работы из металла, инсталляции, графика, живопись) охватывает 25-летний творческий период деятельности Гутова начиная с 1988 года. Экспозицию выставки открывают металлические пространственные скульптуры из серии «Рисунки Рембрандта», «Иконы» и несколько серий, посвященных китайской и японской каллиграфии. На других этажах музея представлены фото- и видеопроекты: показывающие жестокие реалии отечественной жизни 1990-х «Урюпинск» и «Слепые», а также видео «Легкий сон», «Оттепель» и «Новый год», отражающие настроения 2000-х.
Большое внимание уделено фотографиям и видео инсталляций, созданных Дмитрием Гутовым после 1991 года. «Воланы», «Гамак», «60-е, еще раз про любовь», «Шостакович», «Ступни», «Параллакс» и другие работы представлены вместе с текстами теоретиков современного искусства, арт-критиков, кураторов и художников, среди которых Виктор Мизиано, Екатерина Дёготь, Андрей Ковалёв, Анатолий Осмоловский, — в том числе в виде газетных вырезок, отражающих становление современной художественной критики в России. Отдельный этаж будет посвящен живописи Гутова. В экспозицию войдут работы из серий «Дилетантизм в искусстве», «Космос», «Король Лир», «Натюрморты», «Слова есть тоже дела», «До 70» и др. Многие из работ, представленных в MMOMA, не показывались уже более 20 лет либо не выставлялись никогда.
Название выставки отсылает к любимой фразе художника из работы «Кризис безобразия» Михаила Лифшица: «Кто читал Монтеня, тот знает, что человечество ничем удивить нельзя».
Источник: mmoma.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130523_gutov_mmoma.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130523_gutov_mmoma.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.