Женский образ в творчестве С. Н. Рериха
На этой неделе в Государственном музее Востока открылась выставка, посвященная женской теме в творчестве Святослава Николаевича Рериха (1904–1993)
В Государственном музее Востока открыта выставка «Женский образ в творчестве С. Н. Рериха».
Святослав Николаевич Рерих (1904–1993) оставил свой след в искусстве ХХ века как талантливый портретист. Несмотря на смену основных течений в современном искусстве, на протяжении долгих лет он оставался привержен идее претворения истинной красоты, посвятив свое творчество женскому образу.
На выставке «Женский образ» в хронологической последовательности представлены портреты, выполненные за полвека творчества — с 1926 по 1976 год. Основная идея выставки может быть определена ролью модели и музы в творчестве художника.
Ранний период искусства С. Н. Рериха отмечен поиском, тяготением к светскому портрету с элементом ар-деко. На выставке представлены два известных портрета Кэтрин Кемпбелл, исполненные художником в 1926 году.
Этнографическая тематика в живописи С. Н. Рериха прозвучала как дань времени в серии портретов жителей долины Кулу (Индия), исполненных в 1930-е годы, — «Девушка в желтом головном уборе» (Тибетская девушка), «Женщина из племени Сарадж». На выставке естественным образом пересекаются так называемый «американский» и «индийский» периоды жизни и творчества художника.
Во время пребывания в Лахоре художник работал над портретом Асгари Кадир (1941). Яркая натура Девики Рани, знаменитой актрисы и супруги художника, раскрывается в портрете 1951 года, исполненном в Калимпонге. В 1950-х Рошан Ваджифдар стала идеальной моделью, музой маэстро, в символической статике ее портретов выражена монументальность танца как неотъемлемой части традиций в искусстве Индии.
Обращаясь к образу женщины, художник развивает тему возраста в искусстве, о чем свидетельствуют знаменитые работы зрелого периода творчества, — «Вечная жизнь» (1954) и «Мой дом» (1962), в деревенской идиллии этих полотен наиболее полно выражен цвето-пластический мир южной Индии.
Выставку дополняют несколько ярких этюдов, исполненных Святославом Рерихом в разные годы, — «Девушка из племени» (1950), «Подруги» (1953), «Радха» (1960), «Мое красное сари» (1961), в целом созвучных общей картине мирной жизни индийской деревни.
Образы индийских девушек служивших в имении Святослава и Девики Рерих в Татгуни являют пример «божественного проявления» в быту. В картинах «Джайямма» (1974) и «Лакшамма» (1974), относящихся к позднему периоду творчества, будто воплощен современный образ богини Лакшми, или персонификация самой Индии, — они олицетворяют счастье, красоту и добро.
Следуя традиции прошлого, важнейшим достижением в портрете художник считал выражение внутренней сущности изображаемого. Кисть художника вводит нас в царство прекрасного, чистым цветом утверждая красоту человеческой природы. В «Женском образе» Святослава Рериха ярко проявилось его собственное духовное богатство, наделяющее зрителя идеями гуманизма и чувством гармонии.
Источник: orientmuseum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130406_rerikh_women.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130406_rerikh_women.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.