Борис Орлов: «Фантомные боли» в ГТГ
Сегодня вечером в ГТГ открывается выставка Бориса Орлова. В экспозицию включены 23 произведения — скульптурные и живописные объекты, настенные рельефы
Сегодня вечером в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка Бориса Орлова — художника, скульптора, классика соц-арта. Проект «Фантомные боли» выполнен для зала спецпроектов Третьяковской галереи. Являясь частью постоянной экспозиции «Искусство XX — XXI веков», этот зал стал площадкой для реализации творческих экспериментов современных художников, чьи работы уже хранятся в музее или готовятся к поступлению в собрание.
Борис Константинович Орлов — один из ярких представителей андеграунда 1970–80-х годов. В среде московских концептуалистов вместе с А. С. Косолаповым и Л. П. Соковым Б. Орлов развивал идеи соц-арта. Иронизируя над идеологическими и визуальными штампами советского времени, он создавал скульптурные объекты-тотемы, увешанные орденами, медалями и другими атрибутами власти, которые тиражировались и внедрялись в массовое сознание через экраны телевизоров, наглядную агитацию, все сферы жизни. С развалом Советского Союза разрушились привычные клише и стали проявляться новые. В этот период в творчестве Б. Орлова также произошел перелом — ирония отступила, на первый план вышли размышления о катаклизмах истории, феномене времени, человеческой памяти и забвении.
Выставочная трилогия 1990-х — «Пламенеющая империя» (1990, Чикаго), «Гибель богов» (1991, Москва), «Парад астральных тел» (1994, Москва) — продемонстрировала, что эти темы стали определяющими в творчестве художника.
Новый проект «Фантомные боли» продолжает и обостряет рефлексии на темы гибели империи, безжалостного Времени и его героев. Экспозиция включает 23 произведения, среди которых скульптурные и живописные объекты, настенные рельефы. Название проекта отсылает к чему-то утраченному, но постоянно — болезненно или просто навязчиво — напоминающему о себе как о существующем. Такой утраченной, но оказавшейся благодатным источником идей и вдохновения для художника стала советская эпоха. В своих произведениях Б. Орлов выступает и как отстраненный свидетель исторического перелома, крушения прежних устоев страны, и, одновременно с этим, как участник происходящего. Б. Орлов «расчищает» воспоминания о советской империи, ее культурные и социальные коды, деконструирует мифы и создает новые.
Проект состоит из двух частей — «Безжалостный Хронос» и «Опыты реставрации». В первой художник размышляет о неотвратимости забвения, тщетности попыток удержать в памяти образы советской эпохи как идеалы, ориентиры, связывающие поколения. Б. Орлов сталкивает общественную память, запечатлевшую героев, характерные типажи, исторические сцены 1920–40-х годов на узнаваемых фотографиях А. М. Родченко, Е. А. Халдея и других фотографов с Временем, все поглощающим и предающим забвению («Пионер», «Маршал Жуков», «Парад спортсменок»; все — 2001–2012). Произведения представляют собой крупноформатные живописные объекты, исполненные на дибонде — высокотехнологичном композитном материале.
Художник демонстрирует, как Память сопротивляется Хроносу, с которым у Б. Орлова ассоциируется prima materia (первичная материя), визуализирующаяся в виде растительного орнамента, неизменного в течение веков. Этот орнамент, выполненный яркой эмалью, — воплощение беспощадной, но равнодушной энергии, которой человек бессилен противостоять.
Художник переживает утрату общественной памяти. Ощущение оборванности, «ампутированности» связи времен и поколений вызывает у него фантомные боли. Но Б. Орлов не склонен к ностальгии и сентиментальности, он наблюдает за реальностью и пытается отстраненно анализировать происходящее.
Эти размышления находят продолжение во второй части проекта — «Опыты реставрации». Б. Орлов стремится воссоздать ряд понятий, частично изменившихся или утраченных с исчезновением Империи, в таких произведениях, как «Велизарий (Георгий Жуков)» (2010), «Триумфальный бюст с лентами» (1988–2012), «Триумфальная композиция» (2011–2012). Художник переосмысливает темы сакральности власти, героизма, стремясь определить их современное понимание. Он констатирует утрату веры в Утопию.
Исторические иллюзии и социальные мифы (фрагмент)
Екатерина Бобринская
На протяжении многих лет художник Борис Орлов изучает работу времени, стирающего все мифы, все идеологии, и работу памяти, сопротивляющуюся времени. В своих произведениях он представляет сжатую формулу, синтез опыта культуры ХХ столетия. Орлов объединяет в скульптурах модернизм, архаику и советскую реальность, вобравшую импульсы и модернистского, и «примитивного». В 1970–80-е годы художник создал собственный миф «советского», повествующий о рождении и гибели современных идолов, современных мифов. Его работы рассказывают о соблазнах существования внутри «орнамента массы» и о соблазнах власти, которой наделяет индивида общество. Орлов исследует механику и магию власти. Не только политической власти, но и власти искусства, власти воображения. Его не интересуют структура и практики реального социума. Он анализирует его воображаемый, мифологический план.
Орлов создал мифические существа, героев советского сакрального мира — моряков, спортсменов, военных. Его персонажи — результат деформации, разрушения человека, превращения его в сакральный тотем. И одновременно они апофеозы социального, панегирики его магии и его власти. Они демонстрируют насилие над индивидом, его подавление, его исчезновение в архаическом, тотемном, его трансформацию в коллективный субъект. В произведениях Орлова эта драма представлена как вечный мифологический сюжет, вновь и вновь разыгрывающийся в истории, вновь и вновь повторяющийся в любом обществе. Орлов ищет в своих работах «магическую» формулу для преодоления страхов и фобий не только советского человека, но и шире — современного человека, вовлеченного в процесс утраты в «орнаментах массы» собственного Я.
Источник: пресс-релиз ГТГ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130228_boris_orlov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130228_boris_orlov.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.