«Венера советская» в выставочном пространстве «Рабочий и колхозница»
В Музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» 11 декабря откроется выставка «Венера советская», которая перенесет античную богиню красоты и любви из древней мифологии в советский период нашей истории
МВЦ «Рабочий и колхозница», 11 декабря 2012 — 3 февраля 2013
Москва, пр-т Мира, 123б, вход с «минус первого» этажа, по пандусу
В Музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» 11 декабря откроется выставка «Венера советская», которая перенесет античную богиню красоты и любви из древней мифологии в советский период нашей истории.
Женщина в советском искусстве занимала особое место. В то время когда от художников требовались идейно выдержанные сюжеты, а натюрморт с цветочками считался буржуазным предрассудком, образ советской женщины нередко заполнял нишу «лирического искусства». Разумеется, комсомольская богиня обладала скуластым рабоче-крестьянским лицом, спортивным торсом, а порой и мощными бицепсами. Художники, строго следовавшие требованиям официальной идеологии, создавали своих «венер» в рамках темы труда и спорта. Их менее ангажированные современники могли себе позволить изобразить женщину в гамаке или обнаженную натурщицу.
Героиня начала 1920-х годов еще несет на себе отпечаток «темного прошлого» — то слишком женственна, как красавица Б. Кустодиева, то морально неустойчива, как «Катька» В. Лебедева. Но уже со второй половины десятилетия женские образы теряют индивидуальность, превращаясь в знак эпохи, живую иллюстрацию к летописи времени. Масштабные фигуры представительниц прекрасного пола отличаются ясностью и простотой форм. При этом художники стремились запечатлеть фигуру в движении и нередко использовали глубокую, насыщенную цветовую гамму.
Роль женщины эмансипированной, равной мужчине и в труде, и в семье, в полной мере отражена в плакате. Агитационное искусство довоенных лет создало величественный образ современницы, призванный служить своеобразным моральным ориентиром для женского населения Советской России.
Особая роль в развитии женских образов в 1930-е годы и послевоенную эпоху принадлежит графике и мелкой пластике. Эти камерные виды искусства оказались на периферии идеологического фронта и счастливо избежали ока цензуры. Пользуясь свободой, представители разных поколений и художественных направлений охотно изображали обнаженных и полуобнаженных женщин. Эти работы, не стесненные рамками канона, отличаются субъективизмом, художественным разнообразием, изящными композиционными и пластическими решениями.
Выставка «Венера Советская» проходит в рамках программы «Русский музей на площадках МВО «Манеж»». В экспозицию вошло более 120 произведений живописи, графики и скульптуры, а также плакаты и фотографии.
Источник: пресс-релиз МВО «Манеж»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121206_venera_sovetskaya.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121206_venera_sovetskaya.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.