«У времени в плену». Эрих Борхерт (1907–1944). Графика из семьи художника
Сегодня вечером в ГМИИ им. А. С. Пушкина открывается выставка талантливого немецкого мастера, который почти 15 лет прожил в Советской России и погиб в сталинских лагерях. Но остались его картины, которые свидетельствуют о таланте и гражданской позиции авт
Сегодня вечером в ГМИИ им. А. С. Пушкина открывается выставка — дань уважения и признания талантливого немецкого мастера Эриха Борхерта (1907–1944), который почти 15 лет прожил в Советской России и погиб в сталинских лагерях. С начала Второй мировой войны творчество «врага народа» было вычеркнуто из художественной жизни. И только в 1962 году, когда в результате усилий его семьи Борхерт был посмертно реабилитирован и его честное имя восстановлено, искусство художника обрело вторую жизнь. Благодаря его жене и дочери сохранились многие графические работы мастера, часть из которых будет экспонироваться на выставке, — акварели «Дома под коричневой крышей» (1931), «Женский пляж 1» (1931), «Агитация» (1932), а также рисунки «Демонстрация» (1932), «Мать» (1932), «Страх» (1933), «Религия на службе рейха» и другие.
Эрих Борхерт родился в 1907 году в г. Эрфурте (Германия). Учился в Художественной школе г. Эрфурта (1921–1926); с дипломом художника-архитектора окончил Баухауз в г. Дессау (1926–1930), где в разное время преподавали Василий Кандинский, Пауль Клее, Оскар Шлеммер Лионель Фейнингер. В 1930 году по официальному приглашению Советского правительства Борхерт приехал в Россию. Здесь он начал работать в художественной группе по проектированию отделочных работ различных интерьеров в объединении «Малярстрой», пытаясь внедрить принципы Баухауза в новую советскую архитектуру.
Приезд молодого художника в Россию не был случайным. Он стал следствием давних художественных связей, существовавших между нашими странами начиная с XVIII века, и продолжением активного взаимодействия между творческой интеллигенцией Германии и России в 1920-х годах. Но если прежние связи для русских и немецких художников были и удачными, и плодотворными, то в ХХ веке для многих немецких мастеров, работавших в Советской России, они обернулись трагедией.
Начало Второй мировой войны стало началом трагического конца и для Эриха Борхерта. Художник хотел идти добровольцем на фронт, но 25 декабря 1941 года его призвали в армию и направили в стройбатальон в город Каменск-Уральский. Там он работал на стройках, в клубах, много рисовал. В 1942 году в Каменске-Уральском его арестовали и обвинили в подготовке диверсии; в 1944 году осудили и приговорили в 20 годам исправительно-трудовых лагерей. Он был отправлен в Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь), где и умер осенью 1944 года в возрасте 37 лет.
В российских музейных и частных собраниях работ Эриха Борхерта нет. В собраниях других стран его произведения также очень редкое явление. В ГМИИ им. А. С. Пушкина хранятся две акварели и два рисунка художника, приобретенные музеем на его персональной выставке в 1933 году. По окончании работы выставки «У времени в плену» семья художника в знак благодарности преподнесет в дар ГМИИ им. А. С. Пушкина три работы Эриха Борхерта.
Подробнее о художнике читайте здесь.
Источники: arts-museum.ru, erich-borchert.narod.ru, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121205_borchert.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121205_borchert.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.