«ИзоМифология»: ретроспектива Сергея Алфёрова в ММСИ
С 23 августа по 30 сентября в ММСИ пройдет первая музейная ретроспективная выставка художника-нонконформиста Сергея Алфёрова (1951–2004). На выставке будет представлено около 200 произведений мастера — живопись, графика и художественные фотографии
С 23 августа по 30 сентября в ММСИ пройдет первая музейная ретроспективная выставка Сергея Алфёрова (1951–2004) «ИзоМифология». Экспозиция даст возможность в максимально полном объеме познакомиться со всеми этапами творчества художника, который был кумиром для своего поколения знатоков и ценителей современного искусства.
На выставке будет представлено около 200 произведений мастера — живопись, графика и художественные фотографии. Масштабный ретроспективный проект позволит проследить становление художника от первых художественных опытов до работ последних лет жизни, круг его художественных интересов и пристрастий, увидеть в совокупности все поиски и находки мастера, внесшего весомый вклад в историю современной культуры.
Весь творческий путь Сергея Алфёрова представляет собой причудливое сплетение разных мифологий — в живописном, бытовом, этнографическом и метафизическом смыслах. Художник родился и вырос в Ташкенте, в русской семье потомственных интеллигентов и всю последующую жизнь хранил верность восточным традициям с их сказочно-декоративной основой. Будучи уже зрелым мастером, Алфёров при первой же возможности уезжал в горы — набираться духовного опыта. Исходил весь Памир, посещал местных мудрецов, жил в коммунах — среди таких же, как он, искателей мистических откровений.
По мере знакомства с той или иной гранью мировой философии Алфёров переносил увиденное и понятое в свои произведения. Африка, шаманский Север, Восток, Азия, индейская Америка — всё это нашло отражение в работах художника. Одна мифология органично перетекает в другую, символики наслаиваются друг на друга, приглашая зрителя в увлекательное путешествие по ушедшим и сохранившимся до наших дней цивилизациям.
С первых шагов в искусстве «неканоническая» с точки зрения социалистического реализма манера Алфёрова вызывала раздражение у ташкентских чиновников от искусства. После нескольких безуспешных попыток выставиться молодой автор в начале 1970-х решил уехать в Москву, где работали многие известные художники-нонконформисты.
В столице Сергей первое время жил где придется, скитался по квартирам знакомых и мастерским своих коллег. На какое-то время в его распоряжении оказался подвал, где он на веревках, как белье, развешивал сушить свои работы. Творчество Алфёрова быстро завоевало популярность у ценителей современного искусства. Немаловажное значение в его признании сыграло участие Сергея в так называемой «бульдозерной» выставке 15 сентября 1974 года. В результате произведения Алфёрова оказались в центре внимания художественных критиков. Сергей стал модным и покупаемым автором.
Осенью 1975 года он в числе 150 художников участвовал в еще одной масштабной исторической выставке нонконформистов — экспозиции в павильоне «Культура» на ВДНХ. Там впервые можно было увидеть произведения всех корифеев отечественного авангарда 1950–70-х годов — Олега Целкова, Оскара Рабина, Владимира Немухина, Николая Вечтомова, Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Александра Харитонова, Владимира Яковлева. Алфёров занял достойное место в славном ряду мэтров.
В 1975 году Сергей Алфёров стал одним из основателей так называемой «живописной секции» при Московском городском профсоюзном комитете художников-графиков, что позволило многим до той поры непризнанным авторам получить статус «официального» художника и перестать скрываться от охотившейся за «тунеядцами» милиции.
Значительную роль в формировании Сергея Алфёрова — как личности и как художника — сыграла его дружба с другим ярчайшим представителем неофициального искусства тех лет — Анатолием Зверевым. Общение с настоящим живым гением раскрепостило Алферова в творческом отношении и окончательно убедило, что он на правильном пути. К концу 1970-х Алферов вошел в круг отцов-основателей советского нонконформизма и стал полноправным участником самых ярких выставок и аукционов. Его работы активно приобретали советские и зарубежные коллекционеры современного искусства.
Он творил свою мифологию из первозданного хаоса цвета. Погружался в работу на несколько суток. Посреди комнаты на циновке сидел на корточках погруженный в себя полудервиш-полухиппи — непременно в наушниках, медитирующий под восточную музыку или джаз. Вокруг — хороводы незавершенных листов. Цветы, птицы, бабочки, рыбы, черепахи, архитектурные сооружения. Все они смиренно дожидались последних прикосновений мастера — страстных, темпераментных, импульсивных. Все помещение заставлено банками, пузырьками и тюбиками с гуашью, акварелью, тушью, темперой, чернилами, типографской краской. У ног разбросаны кисти, фломастеры, мелки. Алфёров считал, что бумага сама провоцирует художника на творчество.
Жизнь Сергея Алфёрова трагически оборвалась в 2004 году, когда интерес к его работам был необычайно высок. В возрасте 53 лет художник трагически погиб на улице «при невыясненных обстоятельствах».
На выставке будут представлены работы из коллекций: Михаила Алшибая, Владимира Борисенка, Дмитрия Буткевича, Ольги Волошиной, Валерии Галлай, Юрия Гурова, Игоря Дудинского, Георгия Затикян, Александра Миронова, Анны Моревой, Люсинэ Петросян, Никиты Цаплина, Владимира Цурко, Ирины Ширинян.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120809_alferov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120809_alferov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.