Ретроспектива Дмитрия Бальтерманца
Сегодня вечером в МАММ открывается выставка одного из самых известных советских фотохудожников — Дмитрия Бальтерманца
Сегодня вечером в Мультимедиа Арт Музее открывается ретроспективная выставка Дмитрия Бальтерманца.
Первый профессиональный репортаж выпускник механико-математического факультета Московского университета и преподаватель математики в Высшей Военной академии капитан Бальтерманц выполнил в 1939 году по просьбе газеты «Известия». Он отправился в командировку на съемку ввода советских войск на территорию Западной Украины. Результат оказался столь хорош, что ему немедленно предложили должность штатного фотографа самого крупного и влиятельного советского издания. Сменить блестящую перспективу академической карьеры математика в военном чине на кочевую жизнь фотографа-репортера решились бы немногие. Бальтерманц сделал выбор, не раздумывая.
1939 год — год великого стилистического перелома в советской культуре. Социалистический реализм, насаждавшийся властью уже с середины 1930-х, практически вытесняет все другие эстетические направления во всех областях искусства, в том числе и в фотографии, где еще совсем недавно сосуществовали пикториализм, модернизм и бытовой репортаж.
Своими первыми профессиональными репортажами Дмитрий Бальтерманц отлично вписался в новые требования времени. Однако за его спиной стояла великая эпоха советского авангарда, эпоха Александра Родченко и Владимира Маяковского, Всеволода Мейерхольда и Сергея Эйзенштейна и др. Уже в 1926 году, в четырнадцать лет Дмитрий Бальтерманц начал работать наборщиком в типографии газеты «Известия»; был киномехаником, ассистентом архитектора; помогал на съемках профессиональным фотографам.
С июня 1941 года Дмитрий Бальтерманц — фронтовой фотокорреспондент газеты «Известия». Он снимает оборону Москвы, военные действия в Крыму, битву под Сталинградом. В 1943 году из-за ошибки редактора, неверно подписавшего его снимки, ушедшие в печать без ведома автора, Дмитрий Бальтерманц попадает в штрафной батальон. Выжить удалось чудом. «Спасло» тяжелейшее ранение, грозившее ампутацией ноги. После госпиталей в 1944 году он вновь отправляется на фронт фотокорреспондентом, но уже не «Известий», а армейской газеты «На разгром врага», снимает военные действия в Польше и Германии.
Большинство снимков из его военного архива увидели свет лишь во время хрущевской оттепели, а знаменитое «Горе», сделавшее его имя известным всему миру, было впервые напечатано в СССР лишь спустя тридцать лет после съемки, в 1975 году.
Вернувшись с фронта с орденами и медалями, с тысячами и тысячами негативов и сотнями публикаций, Дмитрий Бальтерманц долгое время безрезультатно ищет работу. Штрафной батальон — пятно в биографии — и еврейское происхождение в эпоху уже набиравшей обороты кампании по борьбе с космополитизмом закрывали двери даже тех изданий, где так высоко ценили и любили его творчество. Риск принять Бальтерманца фотокорреспондентом в крупнейшее советское иллюстрированное издание, выходившее миллионными тиражами, — журнал «Огонёк» — взял на себя главный редактор, поэт А. Сурков. В этом журнале Бальтерманц проработал до своей смерти в 1990-м году, с 1965 года возглавляя фотоотдел издания.
Начав свою профессиональную деятельность в то время, когда в СССР уже опускался железный занавес, отгородивший советское искусство от мирового художественного процесса, а также в эпоху, когда фотография из уважаемого и популярного вида искусства превратилась в служанку идеологической машины и потеряла свой художественный статус, Бальтерманц оказался одним из немногих фотографов, востребованных на протяжении почти полувека и в своей стране, и за рубежом.
В России миллионы читателей «Огонька» украшали стены своих унылых коммуналок обложками издания с его фотографиями, а за рубежом Бальтерманц выставлялся на международных выставках, входил в престижные мировые жюри фотографических конкурсов, в то время когда само понятие заграница было вынесено за скобки физического существования и менталитета советского человека.
Несмотря на то, что карьера Бальтерманца по советским меркам была очень успешной — он много снимал, много публиковался и выставлялся, имел возможность работать за границей, — он никогда не был советским фотографом. Блестящий профессионализм, безупречное чувство композиции (если Родченко изобрел диагональную композицию, то математик Бальтерманц был виртуозом горизонтали), врожденный аристократизм позволяли ему, нормально ладившему с советской властью и никогда ни с кем не сводившему счетов, всегда оставаться независимым художником-космополитом. Даже в своих самых лиричных снимках он умел дистанцироваться от происходящего, поэтому большинство его работ не просто фотоархивация советской истории, но философская метафора своего времени, обращенная прежде всего в будущее.
Фоторепортажи с войны, постановочные или полупостановочные кадры, воспевавшие героический труд и достижения советских людей, пейзажи и портреты — ему все удавалось одинаково хорошо. Он не брезговал фотоколлажем, впечатывая тревожные тяжелые облака в военные фотографии, усиливая трагизм запечатленных событий. В советской фотографии ретушь традиционно применялась для изъятия неугодных персонажей из истории. Бальтерманц пользовался обратным методом: на однажды снятую трибуну Мавзолея, где обычно выстраивались руководители советского государства во время торжественных парадов, он наклеивал фигурки VIP-персонажей КПСС, специально увеличивая размеры вождя. Потом переснимал полученный коллаж, и «идеально правильные композиции» выравнивали естественную неорганизованность ближайшего окружения Сталина, каждый на свой лад старавшегося занять передовую и максимально близкую по отношению к вождю народов позицию. Однажды Сталин заметил нечто неладное в данных снимках и затребовал объяснений. К счастью, ситуация разрешилась без последствий.
Съемки политиков — отдельная глава в творчестве Дмитрия Бальтерманца. Он фотографировал генеральных секретарей: Сталина и Хрущёва, Брежнева и Андропова, Черненко и Горбачёва. Он смотрел на вождей без раболепия и страха, без иронии и сочувствия, смотрел глазами свободного человека, успевавшего предвосхитить не протокольные, но символичные моменты, проявлявшие и личность человека, определявшего эпоху, и эпоху, проявляющуюся через эту личность.
Бальтерманц знал наследие русского фотографического авангарда и мировую фотографию, лично встречался с Анри Картье-Брессоном, Робером Дуано, Марком Рибу, Йозефом Куделкой и другими крупнейшими фотографами второй половины ХХ века. Этот сильный, умный, мудрый, мужественный и красивый человек, с одной стороны, виртуозно создавал и поддерживал базисные мифы советского строя о счастливой жизни самых сильных и счастливых людей; с другой — самым беспощадным образом демифологизировал действительность, акцентируя в своих фотографиях общечеловеческие боль и радость, не зависящие от географических границ и социального строя.
Источник: пресс-релиз МАММ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120710_baltermanz.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120710_baltermanz.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.