В Вашингтоне 8 марта отметят выставкой французских художниц
В вашингтонском Национальном музее женщин в искусстве проходит выставка «От роялисток до романтиков: художницы из Лувра, Версаля и других французских коллекций»
В вашингтонском Национальном музее женщин в искусстве (National Museum of Women in the Arts) проходит выставка «От роялисток к романтикам: художницы из Лувра, Версаля и других французских коллекций». В экспозиции можно увидеть 77 картин, гравюр и скульптур, выполненных 35 художницами в период с 1750 по 1850 год. Многие из экспонатов впервые попали на американскую землю.
Для многих французских художниц подобие революции произошло задолго до 1789 года. На протяжении почти всего XVIII столетия во Франции художественно одаренные представительницы прекрасного пола вращались в кругу королей и знати. Некоторым за это потом пришлось поплатиться жизнью.
«Революцию привыкли воспринимать как явление, открывающее новые горизонты, прорывающее барьеры», — говорит искусствовед Новой школы в Нью-Йорке Лаура Ауриккио (Laura Auricchio). «Однако в данном случае именно монархия дала женщинам больше шансов для профессионального роста», — добавляет куратор музея женщин в искусстве Джордана Поумрой (Jordana Pomeroy).
Женщинам дозволялось показывать свои работы на Парижском Салоне — на этой выставке работ актуальных художников, проводившейся раз в два года, начиная с 1725. Кроме того, женщинам было разрешено поступать в Королевскую Академию. Однако уловка состояла в том, что дамам нельзя было посещать школы, необходимые для подготовки к Академии. Тогда целеустремленные женщины стали самостоятельно учиться у своих коллег мужчин и выставлять свои работы в коммерческих галереях, которые только начали появляться в то время в Париже.
Французская знать обратила внимание на талантливых рисовальщиц. Элизабет-Луиз Виже-Лебрен (Élisabeth Louise Vigée-Lebrun), супруга наиболее влиятельного на тот момент в Париже арт-дилера Жана-Баптиста-Пьера Лебрена (Jean-Baptiste-Pierre Lebrun), слыла самой востребованной портретисткой своего времени и любимицей Марии-Антуанетты. А Аделаида Лабиль-Жиар (Adélaïde Labille-Guiard) писала портреты почетных членов Академии, а после и сама вошла в ее состав. На выставке представлены работы обеих художниц.
Жизни многих художниц Великая Французская Революция перевернула с ног на голову. Королевская Академия была закрыта, а созданное вместо нее «Общество содействия прогрессу наук и искусства» женщин в числе своих членов видеть не хотело. «Логика была в том, что республика видела предназначение женщины в чем-то большем, чем искусство. Первоочередной задачей женщины было воспитание дома новых граждан для нации», — комментирует мисс Ауриккио.
Некоторые художницы, некогда вращавшиеся в кругах опальных монархов, были казнены, другим пришлось бежать. Виже-Лебрен покинула Францию с началом революции. Ее первой работой в эмиграции был автопортрет ее самой за работой над портретом Марии-Антуанетты. Европейские монархи помогли построить ей карьеру заново — уже на чужбине.
Источники: online.wsj.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120307_french_female_artists.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120307_french_female_artists.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.