«Алигьеро Боэтти: план игры» в Тейт Модерн
В британской столице открылась выставка итальянского художника, в своем творчестве прошедшего путь от arte povera до концептуализма и обожавшего игры всех мастей
Алигьеро Боэтти (Alighiero Boetti), родившийся в 1940 году в Турине, поначалу присоединился к участникам знаменитого итальянского движения arte povera, однако оставил его почти сразу после того, как оно начало обретать популярность, — несмотря на то, что критики прочили ему звание лидера мастеров «бедного искусства».
Боэтти пустился в свободное плавание и эксперименты: принялся натягивать на подрамники камуфляжную ткань, предвосхитив, между прочим, поздние картины Уорхола, вешал на стены оконные рамы вместо картин, создавая своеобразный «вид в никуда», работал с рулонами картона и остатками стройматериалов, оставлял надписи на мокром бетоне. Он играл в слова и цифры, вышивку и шахматы, «жонглировал» письмами, марками и открытками, увлекался нумерологией и психологией, сверялся с китайской «Книгой перемен», чтил дзен-буддизм и поэзию суфизма.
Художник, открыто признававшийся в собственной лени, создал, тем не менее, огромное количество произведений — создал при помощи друзей, школьников, студентов и афганских вышивальщиц, окончательно пошатнув господствовавшую долгое время в западном искусстве концепцию индивидуального автора, бомбу замедленного действия под которую подложил еще Марсель Дюшан (Marcel Duchamp).
Растворение фигуры автора очень органично произошло в Центральной Азии, где коллективное творчество в отличие от индивидуалистической западной культуры — обычная вещь. Боэтти обожал путешествовать, и в особенности он любил Кабул, который впервые посетил в 1971 году. Он даже основал в городе гостиницу и продолжал свои визиты вплоть до советского вторжения в страну в 1979 году. Критики трактуют гостиницу Боэтти как отдельное произведение искусства, ранний пример работы в духе релятивистской эстетики. Правда, не последнюю роль в любви художника к Афганистану и истории с отелем играла все усугубляющаяся страсть к наркотикам, а также, что немаловажно, и генеалогическое древо Боэтти.
На открывшейся вчера в лондонском музее Тейт Модерн выставке, озаглавленной «План игры», портрет Боэтти кисти художника Пьетро Галлина (Pietro Gallina) кураторы расположили рядом с написанным в 1769 году портретом одного из предков художника, Джамбаттисты Боэтти. Боэтти-младший, вероятно, воспринял дух авантюризма и искательства от своего легендарного предка, который, по разным данным, был доминиканским монахом и одновременно итальянским шпионом, во время миссии в Константинополе перешел в ислам, сменил имя на Шейх Мансур и позднее стал предводителем чеченского восстания в Российской Империи времен Екатерины II. Свидетельства всей этой истории всплыли лишь в XIX веке, и их сложно счесть полностью достоверными, однако именно «Шейх Мансур» пробудил у Боэтти интерес к Афганистану, где художник в итоге с помощью местных мастериц создал свои самые известные работы — вышитые политические карты мира, так называемые «Mappa». Боэтти никак не вмешивался в творческий процесс, ограничившись общими указаниями, и даже позволял афганкам оставлять по краям вышитых карт трогательные нитяные надписи вроде: «Эту карту мира терпеливо создали афганские женщины».
Проект «Карта» продолжался с начала 70-х до самой смерти художника в 1994 году. Каждая следующая карта запечатлевала происходившие в мире геополитические изменения, такие как революции в Африке, распад СССР и Югославии. После вторжения в Афганистан советских войск работы стали создаваться в Иране, а позже — в Пакистане, уже афганками-беженками. Карты Боэтти — потрясающие, невероятно печальные вещи, и выставку в Тейт Модерн стоит посетить хотя бы ради зала, в котором они демонстрируются.
Боэтти в дальнейшем продолжил эксперименты с вышивкой, используя для создания своих тканых произведений самые неожиданные сюжеты — от бытовых предметов вроде очков до странноватых танцующих обезьян и списка длиннейших мировых рек. Эта безуспешная попытка запечатлеть «историю мира» при помощи такой эфемерной техники, как вышивка, не просто упражнение в придумывании абсурдных объектов, но и гимн настойчивости — качеству, в отсутствии которого сам художник признавался, но наличием которого в других он неизменно восхищался и успешно пользовался. Возможно, впрочем, что это качество ему и не требовалось. По крайней мере сам он видел роль художника в ином.
Об этом говорит последний автопортрет Боэтти (и одновременно его первая работа из бронзы), изображающий художника, на голову которого льется вода из шланга. Голова скульптуры подогревается, так что вода, соприкасаясь с ней, превращается в пар — так неугомонный итальянец дает понять, что в его мозгу роится столько идей, что иногда его неплохо было бы остудить.
Боэтти много размышлял о самопрезентации: он обожал идею «двойников» и даже придумал себе псевдоним Алигьеро и Боэтти, который «разделял его надвое», превращая в двух людей. Так он и изобразил себя на известном фото «Близнецы», на котором запечатлены он и его alter ego, взявшиеся за руки. Боэтти называл себя «шаманом-шоуменом», подчеркивая разницу между двумя этими ипостасями, одна из которых — «божественный шаман», прозревающий глубины жизни, другая — «шоумен», который развлекает публику забавными художественными трюками.
Одна из ранних скульптур Боэтти — «Годовая лампа» (1966) — электрическая лампочка в коробке с прозрачной крышкой, загорающаяся раз в году на 11 секунд. Боэтти обожал подобные игры и художественные «розыгрыши». Он также писал письма друзьям и знаменитостям, живым и почившим, в том числе Марселю Дюшану и Брюсу Науману (Bruce Nauman), намеренно делая ошибки в адресах на конвертах, которые, облетев вокруг земли, возвращались к нему украшенные множеством почтовых штампов.
Линн Кук (Lynne Cooke), куратор мадридского Музея королевы Софии, где как раз и возникла идея нынешней ретроспективы Боэтти, работала с художником в течение последних пяти лет его жизни. Помимо так занимавшей Боэтти идеи игры, говорит она, его увлекало исследование понятия времени. Он даже создал работу под названием «16 декабря 2040 — 11 июля 2023 года», с помощью которой заранее отметил грядущее столетие со дня своего рождения и одновременно предсказал день своей смерти (11 июля 2023 года). К сожалению, в своем предсказании Боэтти ошибся почти на 30 лет, однако его творчество продолжает жить и оказывать огромное влияние на все новые поколения художников.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120229_boetti.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120229_boetti.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.