Art Investment

Выставка рождественских открыток в питерском Музее печати

Представлено более 150 экспонатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга — дореволюционные русские открытки и открытки, выпущенные в России уже после 1990 года

В питерском Музее печати (филиал Музея истории Санкт-Петербурга) проходит выставка рождественских открыток. На выставке представлено более 150 экспонатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга — дореволюционные русские открытки и открытки, выпущенные в России уже после 1990 года. В экспозицию вошли и открытки из коллекции знаменитого собирателя Н. С. Тагрина, которая была передана в дар музею в 1980-х.

Почтовая открытка появилась сравнительно недавно: во второй половине XIX века. Первая в мире открытка, предназначенная для отправки по почте без конверта (для чего на ней была отпечатана марка), была выпущена в Австрии в 1869. В 1874 на Всемирном почтовом конгрессе в Берне был учрежден Всемирный почтовый союз, куда вошла и Россия. В 1878 на Всемирном конгрессе в Париже были установлены максимальные размеры почтовых открыток, принятые в качестве стандарта: 90 х 140 мм.

В России первые открытые письма появились в 1872. Монопольное право на выпуск почтовых открыток в России принадлежало Почтовому ведомству. Министерским указом от 16 декабря 1894 был разрешен выпуск художественных открыток частного производства по сниженному тарифу, но только после специального разрешения цензуры.

Особой популярностью пользовались поздравительные открытки к праздникам, в том числе и рождественские. Каждый праздник имел свой набор символов, характерных композиций и сюжетов, которые нашли отражение в оформлении поздравительных открыток. В открытках проявились не только индивидуальный стиль авторов-художников, но и особенности культуры стран-изготовителей в каждый конкретный момент их истории, принятая в обществе система ценностей и ориентиров, культурные коды и традиционные символы.

Представленные на выставке в Музее печати рождественские открытки, выпущенные в Англии, Австро-Венгрии, Германии, России, Финляндии, Франции и США, демонстрируют широкое разнообразие праздничных сюжетов и образов и позволяют увидеть особенности художественного оформления открыток разных стран.

Традиционно на рождественских открытках изображались сцены Рождества Христова, Вифлеемская звезда, ангелы, елка или еловые ветки, остролист или пальмовая ветвь, колокольчики и свечи, ночь, звезды, луна, снежинки, зимние пейзажи и, конечно же, главное действующее лицо Рождества — Санта-Клаус или Рождественский дед. Однако в каждой стране были свои любимые сюжеты рождественских открыток. Например, на немецких открытках чаще всего можно было встретить трубочистов, гномов, свинок, композиции со свечами, подковами, колокольчиками; на французских — томных барышень, бутылки с шампанским, звезды, календари; на английских — малиновку, ветки плюща, омелы, вереска; на открытках скандинавских стран — добрых веселых гномов. Популярными сюжетами европейских фотооткрыток были счастливые семьи у рождественского стола, целующиеся пары, детишки с подарками.

Свои отличительные особенности имели и русские открытки. Первые рождественские открытки в России были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительским комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. К Рождеству 1898 года Община святой Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на открытках не было надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками. Серия начиналась с открытки «Сердце сердцу весть подает». Открытка 1898 года из этой серии представлена на выставке.

Открытки дореволюционной России не уступали в мастерстве, богатстве фантазии художника и качестве полиграфии зарубежным, а порою и превосходили их. Русские художники старались внести национальный колорит в сюжет: на открытках появились русские тройки, колядующие дети, занесенные снегом русские деревеньки, скованные льдом реки, купола православных храмов. Часто на открытках изображались рождественская елка или еловые ветки — символ Рождества и вечно обновляющейся жизни.

Источник: spbmuseum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120107_rozhdestvenskaya_otkrytka.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120107_rozhdestvenskaya_otkrytka.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».