Art Investment

«Главное Адмиралтейство. К 250-летию со дня рождения А. Д. Захарова»

Выставка, объединившая около 300 экспонатов из фондов Музея истории Санкт-Петербурга и Центрального военно-морского музея, посвящена истории одного из самых знаменитых архитектурных памятников Санкт-Петербурга — Адмиралтейства

Выставка, объединившая около 300 экспонатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Центрального военно-морского музея, посвящена истории одного из самых знаменитых архитектурных памятников Санкт-Петербурга — Адмиралтейства. Представлена архитектурная графика; живописные и графические произведения, предметы декоративно-прикладного искусства, запечатлевшие один из самых знаменитых памятников города на Неве.

Адмиралтейская верфь была заложена по указу Петра I 5 (16) ноября 1704 года и вскоре стала крупнейшим центром кораблестроения в России. В 1705 году верфь была окружена валом и рвом, со стороны Невы были возведены два бастиона. С тех пор комплекс зданий Адмиралтейства несколько раз перестраивался. В 1711 году по проекту Х. Ван Болеса над центральными воротами здания был возведен шпиль с корабликом-флюгером. В 1730-х Адмиралтейство было перестроено в камне по проекту архитектора И. К. Коробова. От главных ворот Адмиралтейского дома начинались три главные дороги, соединявшие Петербург с другими городами России (Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица). В 1730–60-х годах эти магистрали оформились в знаменитый «трезубец», ориентированный на башню Адмиралтейства.

В начале XIX века комплекс зданий крупнейшего в России судостроительного предприятия и резиденции Морского министерства получил официальное название «Санкт-Петербургское Главное Адмиралтейство».

В 1806–1823 годах по проекту архитектора А. Д. Захарова была выполнена коренная реконструкция комплекса зданий верфи. В результате перестройки комплекс зданий Главного Адмиралтейства стал одним из лучших архитектурных ансамблей Петербурга и по праву считается подлинным шедевром архитектуры русского ампира. Стоит отметить, что при реконструкции возведенная И. К. Коробовым Адмиралтейская башня с золоченым шпилем и корабликом-флюгером была полностью сохранена (новый кораблик установили лишь в 1846 году).

По замыслу А. Д. Захарова, в 1819 году фасады Адмиралтейства украсили скульптурные изображения ветров и стран света, времен и месяцев года, древних богов — покровителей судостроения и навигации, античных героев и главных судоходных рек России (ск. А. А. Анисимов, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. И. Теребенев и Ф. Ф. Щедрин). Однако в 1860 году значительная часть скульптур была уничтожена.

Ансамбль Главного Адмиралтейства сыграл исключительную роль в застройке центра Петербурга. Башня с золоченым шпилем уже с первых лет своего существования стала важной градостроительной доминантой. А созданный А. Д. Захаровым ансамбль Адмиралтейства положил начало формированию целой цепи парадных площадей центра Петербурга.

В начале XIX века у фасада Адмиралтейства на месте бывшего гласиса и срытого южного вала был разбит бульвар (арх. Л. Руска), а позднее, в 1872–1874 годах — устроен Александровский сад (садовод Э. Л. Регель).

В 1844 году строительство кораблей на верфи Главного Адмиралтейства было прекращено. Все каналы и бассейны на его территории засыпали. А во второй половине XIX века начались работы по устройству Адмиралтейской набережной, в результате которых в 1880-х годах между павильонами Адмиралтейства на территории бывших доков были возведены многоэтажные дома, которые полностью скрыли невский фасад здания Адмиралтейства и испортили один из лучших петербургских видов.

На выставке в Петропавловской крепости представлены экспонаты, связанные с историей Адмиралтейства как главного российского судостроительного предприятия ХVIII века: подлинные фрагменты кормовых украшений линейного корабля «Полтава» (1709–1712) и строительная модель 100-пушечного корабля «Захарий и Елисавет» (1745–1748), построенных на Адмиралтейских верфях; Адмиралтейское кресло императора Петра I начала XVIII века и др.

Основные этапы строительства комплекса зданий Адмиралтейства отображают авторские чертежи И. К. Коробова и проекты фасадов Адмиралтейства, выполненные А. Д. Захаровым. Особый интерес представляет деревянный макет Санкт-Петербургского Адмиралтейства на 1766 год (1770) и подлинный золоченый кораблик-флюгер 1846 года.

В экспозиции можно увидеть уникальные материалы, воссоздающие утраченный скульптурный ансамбль Адмиралтейства. Это копии гравированных чертежей А. Д. Захарова 1815 года, запечатлевшие скульптуру Адмиралтейства, и созданные на их основе в 1980–2000-х годах скульптором-реставратором К. Н. Бобковым гипсовые модели уничтоженных статуй (аллегорические изображения частей света Европы, Азии, Африки, Америки; рек Дона Волги, Днепра, Невы; месяцев года).

Живописные произведения Ф. П. Садовникова, гравюры по рисункам М. И. Махаева и графические работы других мастеров XVIII — XIX веков, фотографии конца XIX — ХХ века дают представление о том, как менялся облик Адмиралтейства и прилегающей к нему городской территории. Ряд фотографий представляет здание Адмиралтейства в дни блокады Ленинграда и рассказывает о ленинградцах, благодаря которым удалось сохранить этот памятник для потомков.

Здание Адмиралтейства — один из главных символов Петербурга. Его изображение на протяжении трех столетий многократно тиражировалось как в произведениях живописи и графики, так и в торговой, и сувенирной продукции: от медалей и фарфоровых сервизов до открыток и коробок конфет. На выставке представлена коллекция предметов, в оформлении которых использовано изображение Адмиралтейства. Это фарфоровые тарелки, чайные пары, изготовленные в начале ХIX века; продукция Ленинградского фарфорового завода: предметы из чайных сервизов «Белые ночи», «Город русской славы» (оба — 1949), «Ленинград» (1956), ваза «Ленинград 250 лет» (1956); памятные подарки к 250-летию Ленинграда.

Источник: spbmuseum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120105_admiralteystvo.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120105_admiralteystvo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».