Портреты эпохи Возрождения показывают в музее Метрополитен
На выставке в Нью-Йорке представлено почти 160 работ Донателло, Филиппо Липпи, Боттичелли, Андреа Верроккьо, Доменико Гирландайо, Пизанелло, Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Антонелло да Мессина и других авторов
Первая эпоха расцвета портретного жанра в Европе по обе стороны Альп наступила в XV столетии. Впервые со времен античности благодаря портретам сохраняли внешний облик члена семьи для потомков, восхваляли подвиги воинов, воспевали женскую красоту и запечатлевали образы близких друзей. Выставка в нью-йоркском музее Метрополитен «Ренессансный портрет от Донателло до Беллини» рассматривает вклад итальянцев в это повторное открытие индивидуальности в искусстве. В экспозиции представлено почти 160 работ Донателло, Филиппо Липпи, Боттичелли, Андреа Верроккьо, Доменико Гирландайо, Пизанелло, Андреа Мантенья, Джованни Беллини, Антонелло да Мессина и других авторов. То, что в XV веке царила мода на портретное искусство, подтверждает разнообразие художественных техник, в которых создавались эти изображения: на выставке можно увидеть портреты в мраморе, на бронзовых медалях, на холсте и в рукописных книгах.
В эпоху раннего Ренессанса итальянские художники создавали великолепные портреты окружающих их людей — будь то главы государств или церкви, богатые покровители, ученые, поэты или актеры. При этом авторы стремились передать внешнее сходство и характер личности. Бурное развитие портретного жанра согласуется с настроением общества в эпоху Возрождения, идеализировавшего личность и красоту человеческого тела. Художники писали портреты людей в напоминание о ключевых моментах их жизни — свадьбах и важных должностных назначениях или делали посмертные изображения. Многие портреты уважаемых членов семьи писали, чтобы сберечь их облик для потомков.
На выставку в Нью-Йорк большую часть произведений привезли из-за рубежа; при подготовке проекта музей провел огромную исследовательскую работу, ранний период в истории портрета был переосмыслен по-новому.
Выставка делится на три раздела, а датировка экспонатов варьируется в пределах восьмидесяти лет. Все началось во Флоренции, где независимые художники первыми начали писать портреты в огромном количестве; далее портретная мода распространилась при дворах правителей Феррары, Мантуи, Болоньи, Милана, Урбино, Неаполя и папского Рима; и, наконец, ближе к концу века, на удивление поздно, новый жанр достиг Венеции.
Во Флоренции первыми портретных высот достигли скульпторы, и лишь затем — живописцы. Среди придворных художников, во многом благодаря гению Пизанелло, одной из главных техник изображения персон стала медаль. Долговечные медали могли производиться во множестве копий, ими удобно было обмениваться в среде знати. А в Венеции господствовал живописный портрет, в этой технике творили Антонелло да Мессина и Джованни Беллини. Они решительно отвергли итальянскую традицию изображения модели в профиль и рисовали человека сидящим вполоборота, так, чтобы в его или ее пристальном взгляде можно было передать оттенки внутреннего мира.
Леон Батиста Альберти в своем трактате «О живописи» 1435 года писал так: «Живопись обладает истинно божественной силой не только в том, что делает реальным то, что эфемерно (как говорится о дружбе), но и в том, что оживляет перед нами умершего человека и много веков спустя, и зрители его узнают и восхищаются талантом художника».
Источники: artdaily.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111225_renaissance_portraiture.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111225_renaissance_portraiture.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.