Бродович: от Дягилева до Harper’s Bazaar
В ЦСК «Гараж» открыта экспозиция, посвященная русскому пионеру графического дизайна Алексею Бродовичу, учителю Ирвина Пенна и Ричарда Аведона, который в начале 1930-х годов навсегда изменил облик периодических изданий
Выставка «Бродович: от Дягилева до Harper’s Bazaar», организованная журналом Harper’s Bazaar и Центром современной культуры «Гараж», приурочена к 15-летнему юбилею Harper`s Bazaar в России.
Алексей Бродович (1898–1971) — пионер графического дизайна, человек, создавший прообраз современного глянцевого журнала о моде. В начале 1930-х Бродович совершил революцию в мире периодических изданий, совместив на полосах журнала Harper’s Bazaar изображения и текст. Бродович стал одним из основоположников рекламной и модной фотографии, учителем таких фотографов, как Ирвин Пенн и Ричард Аведон.
Выходец из России, представитель первой волны эмиграции, Бродович начинал свой творческий путь декоратором в Париже, в антрепризе Сергея Дягилева. Он не только участвовал в создании афиш и декораций для «Русских балетов» Дягилева, но и фотографировал артистов балета за кулисами во время репетиций и примерок. Первый успех в области дизайна Бродовичу принес конкурс плакатов для благотворительного бала: молодой художник из России стал победителем, оттеснив на второе место самого Пабло Пикассо.
В 1934 Алексей Бродович принял приглашение стать арт-директором журнала Harper’s Bazaar в Нью-Йорке и оставался на этой должности почти четверть века — до 1958. В Америку он привез совершенно новый, европейский минималистский стиль, сформировавшийся в 1920-х под влиянием авангардистских течений в искусстве и стиля ар-деко в промышленном дизайне. По приглашению Бродовича с журналом Harper’s Bazaar сотрудничали его друзья: Сальвадор Дали, Марк Шагал, Рауль Дюфи, Жоан Миро, Жан Кокто, мастер плаката и дизайнер шрифтов Адольф Кассандр, фотограф Ман Рей. Кроме того, Бродович создал сеть дизайнерских лабораторий Design Laboratories — настоящую школу, через которую прошли многие американские дизайнеры и фотографы.
Выставка «Бродович: от Дягилева до Harper’s Bazaar» в Центре современной культуры «Гараж» — это первая экспозиция, посвященная Бродовичу в России. Как ни удивительно, до сих пор работы этого законодателя стиля в сфере графического дизайна в полном объеме в России никогда не выставлялись.
Экспозиция, во многом повторяющая выставку 1982 года Hommage à Alexey Brodovitch в парижском Гран-Пале, показывает созданные для Harper’s Bazaar обложки и образцы графических экспериментов, которые Бродович проводил на страницах журнала; серию фотографий «Балет», сделанных во время гастролей «Русского балета Монте-Карло» в Нью-Йорке и на спектаклях американских балетных трупп в середине 1930-х; портреты Бродовича, снятые Ричардом Аведоном, Анри Картье-Брессоном, Арнольдом Ньюманом, а также личные письма, фото- и видеодокументацию лекций и интервью, отражающих педагогическую деятельность Бродовича. Зрители могут познакомиться с историей визуальной эстетики журнала Harper’s Bazaar за все время его существования. Стоит отметить, что многие материалы творческого наследия Бродовича безвозвратно утрачены, так как еще при жизни дизайнера в его доме случилось три пожара, в которых погибла значительная часть его работ. При формировании экспозиции использованы материалы Фонда Ричарда Аведона и Архива Алексея Бродовича в Рочестерском технологическом институте (США).
Куратор выставки Ирина Меглинская, галерист, специалист в области фотографии, в течение 10 лет фотодиректор журнала «Афиша». С 2010 года и по настоящее время — руководитель фотослужбы ИД «Афиша».
Сокуратор выставки Роджер Ремингтон, профессор Рочестерского технологического института, специалист в области истории, теории и методологии дизайна, преподаватель, автор книг по истории дизайна, куратор выставки Hommage à Alexey Brodovitch в Париже.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111029_brodovich.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111029_brodovich.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.