От этюда к шедевру
В галерее на Чистых прудах открылась совместная выставка заслуженного художника России Александра Варенцова и молодого скульптора Кирилла Чижова
В Галерее на Чистых прудах открылась новая выставка «От этюда к шедевру». В ней принимают участие Александр Варенцов (живопись, Великий Новгород) и Кирилл Чижов (скульптура, Москва). Кураторам удалось создать особую атмосферу из неожиданно возникшего, но очень органичного диалога двух мастеров, которые независимо друг от друга, в разных видах творчества и в разных городах, с разницей в возрасте чуть меньше, чем в полвека, создают очень похожий, единый по своей духовной сути мир. Это мир красочного русского пейзажа, деревенской и городской жизни, цельных, наполненных личностей. Это и вполне реальный мир, такой близкий нам и такой далекий, понятный и таинственный одновременно. Но созерцается он глазами не ретроградов, а мастеров, переживших в своей творческой жизни кубизм, сезаннизм, конструктивизм, абстракционизм. Они создают особенный, «кристаллизованный», эклектичный стиль видения, подчиненный единой идее. Такое обращение Варенцова и Чижова к корневой культуре выглядит очень отважным — пора преодолевать скептическую пустоту и искать новые пути развития.
Александр Варенцов — заслуженный художник России, житель Великого Новгорода, многие годы своей жизни посвятил пейзажным работам, путешествуя с этюдником по городам России и зарубежья. Видимо, богатейшая средневековая культура древних городов России помогла ему ощутить ось, связывающую современного человека с историей. Такой серьезный фон отметает лишнее из картин. Они здоровые и сильные по своему духовному состоянию. Из незамысловатых мотивов, далеких от городских изысков моды и тренда, Варенцов создает стилистически сложные эпические произведения. В своей фактуре они соединяют непосредственность этюда и глубину картины, поражают своей пластической, скульптурной уверенностью и колористической насыщенностью, импрессионизмом в каждом мазке. В его произведениях сливаются воедино достижения русской пейзажной живописи и европейской, в высшем ее развитии, и таким образом достигается очень свежий живописный эффект.
Александр Варенцов родился в 1949 в Калининской области. В 1971 окончил художественно-графический факультет ЛГПИ им. Герцена по специальности «художник-педагог». В 1973 мастер организовал в Новгороде художественную школу и проработал в ней до 1992 директором. В 1989 был принят в Союз художников России, в 1991–1992 был председателем Новгородского отделения Союза художников России, в 1994–1996 — преподавал в Новгородском университете. В 2000 Варенцову присвоено почетное звание «Заслуженный художник России». В 1971–2002 прошло 13 персональных выставок художника в Новгороде, Ленинграде, Пскове, Старой Руссе, Витебске, Таллине, Пярну, Курессааре, Волоте и Боровичах. Александр Варенцов был также участником многочисленных региональных (Сыктывкар, Новгород, Мурманск, Киров, Вологда) и зарубежных (Германия, Норвегия, Австрия, Франция, Испания, Швеция, Эстония, Италия) выставок. Произведения живописца хранятся в фондах Новгородского государственного музея-заповедника, в музеях Пскова, Плёса, во многих частных коллекциях за рубежом.
Пейзаж в творчестве А. А. Варенцова является самым важным жанром. На пути развития мастера он принимал сложные и не всегда однозначные формы, но живопись с натуры и размышление в процессе до сих пор составляют основу творческого метода мастера. «Я писал и рисовал с натуры новгородские храмы, улочки города с 11 лет, — вспоминает художник, — через пейзаж я пытался познать законы изображения, научиться верно передавать состояния природы, пространство, разнообразные формы окружающей меня действительности. Иногда “на мотиве” я встречал художников, которые приезжали писать Новгород. Эти встречи и моменты общения вошли в мою жизнь как первые яркие события творческой жизни».
Кирилл Чижов — молодой московский скульптур, ученик Рукавишникова, создает насыщенные огромной энергией, оживленные душевным огнем изнутри образы русских «баб-красавиц». Они одеты в удивительные костюмы XVII века, в шапки «кички рогатые», в которые прятались две косы замужней женщины, в карнавальные платья (Птица Сирин). Возникают неожиданные, сюрреалистические формы. Они совершенно непривычны для нашего взгляда, воспитанного на классической строгой моде, по большей части очень логичной. Корневая средневековая сила льется через края скульптур, разламывая принципы реалистических изображений и воплощаясь в мощных кубистических изломах. По своей энергетике образы близки портретам Павла Корина к «Руси Уходящей», но Кирилл не склонен хоронить русский характер, наоборот — он стремится возрождать его из самых глубин, возможно даже из пепла. Кирилл использует в основном дерево, что связывает его творчество с традиционной русской культурой: деревенской и городской, языческой и христианской. К тому же сам лес, это безбрежное и непроходимое зеленое море, сформировал русскую душу, ее бескрайность и мистичность. Сергей Конёнков писал, что лес воплощает стихийные силы природы, символы красоты, образы старинных русских преданий. И Кирилл чутко «слышит» дерево, его природную душу, струящуюся по годовым кольцам, трещинам, сучкам. Все «случайности» дерева используются в работе, и образы, возникающие из его теплой пластики, поражают подлинностью ощущений и заражают своей цельностью.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110813_varentsov_chizhov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110813_varentsov_chizhov.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.