Выставка Фабио Виале «Мрамор» в «Гараже»
В Центре современной культуры «Гараж» открыта выставка молодого итальянского скульптора
36-летний скульптор из Турина Фабио Виале начал международную карьеру примерно шесть лет назад и за сравнительно короткий срок приобрел славу одного из самых оригинальных европейских скульпторов. Виале специально подчеркивает, что работает именно с мрамором из Каррары. Месторождение в Апуанских Апеннинах в Тоскане, где добывают белоснежный, высочайшего качества мрамор, хорошо поддающийся тонкой обработке, известно еще со времен Древнего Рима — из каррарского мрамора, в частности, построена колонна Траяна, с ее знаменитыми рельефами. Каррарский мрамор использовали самые знаменитые скульпторы мира — создатели ренессансной скульптурной школы Никколо и Джованни Пизано, великий мастер барокко Лоренцо Бернини и, конечно, Микеланджело.
Виале утверждает себя в качестве преемника великих и одновременно их соперника в искусстве обработки столь непопулярного в сегодняшнем актуальном искусстве материала. Он уподобляет мрамор пенопласту, бумаге, резине, доводя иллюзию до последней крайности: на выставках скульптора посетители неизменно норовят пощупать его работы, чтобы убедиться, что они действительно мраморные, а толщина крыла его «бумажных» самолетиков действительно равна толщине бумажного листа, при этом скульптор еще и передает текстуру бумаги, используя для обработки мрамора сверло, которым пользуются дантисты. Кроме того, для усиления впечатления Виале добавляет к некоторым работам характерный аромат — так, его сплетенные в знак бесконечности автомобильные покрышки еще и пахнут соответственно (то есть резиной).
В качестве одного из лейтмотивов своего искусства Виале называет тему человеческой памяти. Он вспоминает об актах вандализма, о том, как толпа крушит памятники искусства во времена социальных потрясений. Несколько его работ получили название «Сувенир» — в том числе парафраза микеланджеловской «Пьеты». В 1972 году на статую работы Микеланджело, хранящуюся в соборе Св. Петра в Ватикане, со скальным молотком напал душевнобольной венгерский геолог, кричавший, что он Иисус Христос. Скульптура была покалечена, и некоторые осколки очевидцы происшествия утащили в качестве сувениров (после этого «Пьету» поместили под бронированное стекло). Виале «вынимает» фигуру мертвого Христа из рук Марии, представляя зрителю одинокое, кажущееся искаженным предсмертной судорогой тело, превращая его в страшный «сувенир», то есть напоминание, взывая тем самым к исторической памяти, в которой хранятся преступные деяния рода человеческого.
В работах «Ваше будет нашим», «Сувенир. Давид» и «Курос» Виале покрывает татуировками мраморные части тел, в том числе отдельно взятую кисть «Давида» Микеланджело и торс античного куроса. Русские лагерные татуировки с надписями «С нами Бог», «Умру скоро», «Серп и молот», крылатыми черепами, крестом на Голгофе и другой религиозной и мистической символикой скопированы с тела осетина Нико — с этим колоритным персонажем скульптор познакомился во время визита в Россию в 2008 году (Виале был участником Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»). И хотя сам художник утверждает, что прежде всего прельстился эффектностью рисунков, а не идеологическим подтекстом, это утверждение можно счесть лукавством. Быть может, Виале и далек от того, чтобы создавать произведения на острые социальные темы, но антично прекрасные тела, татуированные и расчлененные, парадоксальным образом напоминают об изначальной человеческой красоте, искалеченной «сувенирами» современной эпохи.
В Центре современной культуры «Гараж» представлено десять работ Фабио Виале. Организаторы выбрали новый для центра способ экспозиции: все скульптуры будут выставлены во дворе «Гаража»; некоторые из них будут экспонироваться в специальных морских контейнерах. Вся экспозиция в целом призвана создать образ итальянского парка с гротами, где зрители получают возможность отдыха на пленэре в окружении мраморных скульптур.
Помимо работ, представленных во дворе, в бассейне, специально сооруженном в центральном холле «Гаража», можно будет увидеть знаменитую мраморную моторную лодку Виале Ahgalla, весом более 400 кг, вызывающую изумление везде, где она появляется. Художник плавал на ней в окрестностях Каррары, в Турине по реке По, по Тибру в Риме, по каналам Венеции во время проведения 52-й Венецианской биеннале и, наконец, по Кронверкскому проливу в Санкт-Петербурге осенью 2009 года.
Кураторы выставки:
Анастасия Шавлохова. Oкончила факультет искусствоведения и культурологи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, более пяти лет активно выступает в качестве куратора на художественных площадках Петербурга и Москвы. Анастасия — одна из организаторов санкт-петербургской открытой студии и группы «Непокоренные» и куратор ряда ее проектов, в том числе экспозиции на Триеннале дизайна в Милане (2008), одна из организаторов и сокуратор фестиваля «Видеозахват». С 2008 она является приглашенным куратором некоммерческого проекта «Старт» Центра современного искусства «ВИНЗАВОД», с 2010 года — сокуратором галереи «Глобус» (Лофт Проект ЭТАЖИ, Санкт-Петербург).
Ольга Трейвас. Архитектор, выпускница МАрхИ. Основатель Form бюро, среди работ которого — павильон России на международной книжной выставке в Турине, проект «Palazzo-хрущевка», выставки Best of Russia, «Альтернативная мода до прихода глянца, 1985–1995», «Школа Лапина» и др. Участник архитектурных и художественных выставок, среди которых выставка номинантов премии Кандинского, «АрхМосква», Московская биеннале архитектуры, «Соль» (галерея актуального искусства RuArts).
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110706_garazh.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110706_garazh.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.