«Диалоги. Живопись барокко из музеев Андалусии» в Государственном Эрмитаже
В Эрмитаже открылась выставка испанской живописи XVII века
В Эрмитаже открыта выставка «Диалоги. Живопись барокко из музеев Андалусии».
В экспозиции, организованной Государственным Эрмитажем совместно с Комитетом культуры Собрания Андалусии и Комитетом Альгамбры и Хенералифе, представлена живопись южной области Испании, Андалусии, периода расцвета ее искусства в XVII, «золотом», веке.
Богатая художественными традициями Андалусия подарила миру многих знаменитых художников. Здесь родился и провел юные годы Диего Веласкес, работали такие выдающиеся мастера, как Хуан Санчес Котан, Франсиско де Сурбаран, Алонсо Кано, Бартоломе Эстебан Мурильо, Хуан де Вальдес Леаль. Их картины, а также работы других художников включены в состав выставки из двадцати четырех произведений, предоставленных музеями Севильи, Гранады, Кордовы и Кадиса.
Главными заказчиками в Андалусии этого периода были церкви и монастыри; здесь создавались преимущественно произведения религиозного содержания. Слово «Диалоги» в названии выставки подразумевает различную трактовку одних и тех же сюжетов разными мастерами. Это и диалог человека с Богом, раскрывающийся через живописные образы; и диалог, который иногда живет внутри самой картины.
Экспозиция организована по темам, наиболее характерным для эпохи барокко: «Любящая Богоматерь», «Назидательная жизнь — святые, аскеты, мистики», «Видения», «От священного к светскому».
Картины, отражающие любовь Богоматери к Христу, представляют эпизоды его младенчества, страстей и смерти.
Непосредственна, наивна и трогательна работа Хуана Санчеса Котана «Богоматерь будит Младенца». Здесь нет ни символики, ни трагизма; по существу, произведение можно отнести к бытовому жанру. Иное воплощение тема любви Девы Марии к Младенцу нашла в величавой и торжественной картине Франсиско де Сурбарана «Богоматерь с четками».
Лирические образы Богоматери сменяются трагическими, когда художники обращаются к последним дням жизни Христа. В «Пути на Голгофу» Вальдес Леаль представляет Святого Иоанна, ведущего Богоматерь, Марию Магдалину, Марию Клеопову и Марию Заведееву на место казни Христа.
Трагическая тема достигает своего апогея в «Распятии Христа» — картинах Франсиско де Сурбарана и Педро Атанасио Боканегры.
Предельное отчаяние Богоматери передано в «Оплакивании Христа» кисти Фелипе Гомеса де Валенсия. Иначе, но глубоко человечно, без повышенной экзальтации, трактует чувство материнской любви в «Скорбящей Богоматери» Бартоломе Эстебан Мурильо.
Жизнь святых, аскетов, мистиков служила образцом для верующих и нашла широкое отражение в андалузской живописи эпохи барокко. Монастыри заказывали лучшим художникам серии работ, посвященных христианским персонажам и поучительным эпизодам в их биографиях.
Для картезианского монастыря написал свои парные полотна «Св. Иоанн Креститель» и «Св. Лаврентий» Франсиско де Сурбаран.
Острота наблюдения, живое чувство реальности характерны для работы Алонсо Кано «Св. Бернардин Сиенский и св. Хуан де Капистрано».
Одним из любимых в европейском искусстве был образ св. Иеронима — одного из четырех докторов церкви. В картине Хуана Вальдеса Леаля «Искушение св. Иеронима» запечатлен момент испытаний отшельника.
Другой эпизод, самоистязания, показан в картине «Св. Иероним в раскаянии в пустыне» Алонсо Кано.
Обеим работам, посвященным св. Иерониму, свойственно «многословное» раскрытие сюжета, красочная палитра, свободная, прозрачная живопись.
Широкое распространение в Испании получил мистицизм; откровения, экстазы, видения как форма общения с Богом обретали в живописи зримую форму, давали богатую почву для фантазии художников.
В «Возложении ризы на св. Ильдефонса» кисти кордовского живописца Антонио дель Кастильо изображен один из наиболее почитаемых в Испании святых, архиепископ Толедо Ильдефонс, автор книги о Деве Марии, которому приписывали много чудес.
Прославленной ясновидящей второй половины XVI века посвящена картина Педро да Мойи «Видение св. Марии Магдалины де Пацци», где святую коронуют тернием Христос и Богоматерь в окружении ангелов. Такое же отношение к видению в картине Хуана Вальдеса Леаля «Мистическое обручение св. Екатерины».
Одному из наиболее распространенных образов андалузской живописи посвящена картина кордовского художника Хосе Игнасио Кобо и Гусмана «Ангел-хранитель».
Во второй половине XVI века испанские художники начали обращаться к светской живописи; прежде всего к портрету. В конце XVI столетия распространение получает натюрморт.
В «Натюрморте с артишоком и морковью» Санчеса Котана овощи обретают необыкновенную выразительность. Изображены обычные овощи, но они помещены на фоне большого пустого, темного пространства, в проеме окна, и потому выглядят особенно значительно.
Примеру Санчеса Котана следовал работавший при Мадридском королевском дворе Хуан Ван дер Хамен и Леон, автор «Натюрморта с коробками для сладостей».
В начале XVII столетия в Испании появляются картины на бытовые сюжеты, еще тесно связанные с натюрмортом. Одна из наиболее ранних известных испанских жанровых картин — «Сцена на рынке» — создана в 1606 году Хуаном Эстебаном де Убедой.
О том, насколько тесно на первых порах бытовой жанр был связан с натюрмортом, свидетельствует и творчество великого испанского живописца Диего Веласкеса. На его ранних картинах, изображавших застолье, на переднем плане обязательно присутствует натюрморт.
Портрет, занимавший в живописи Андалусии скромное место, представлен только «Женским портретом» неизвестного испанского художника XVII века.
Куратор выставки — Людмила Львовна Кагане, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110630_ispanskie_hudozhniki_ermitazh.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110630_ispanskie_hudozhniki_ermitazh.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.