Art Investment

Крокин галерея: «Натюрморты» Константина Батынкова

Сегодня в Крокин галерее открывается выставка «Натюрморты» Константина Батынкова

Сегодня в Крокин галерее открывается выставка натюрмортов Константина Батынкова.

7 ответов Константина Батынкова на вопросы Александра Петровичева о выставке «Натюрморты»

А. Петровичев: Твоя новая выставка называется «Натюрморты», называется традиционно просто, в одно слово. Если раньше название лаконично обозначало тему — скажем, «Парады», «Москва», «Дали», то сегодня оно сфокусировано на конкретном жанре, по сути, ставшем для данной выставки ее темой. Многочисленные поклонники воспринимают тебя как маэстро Большого стиля, огромных марин, космических баталий, рыцарских сражений с применением стратегической авиации и вертолетных дивизий, корабельных рощ, урбанистических коллизий, строек, тектонических изломов и катастроф. Ты художник прямо-таки эпического формата, пусть квазиэпического, вопреки тому, что эпизодически нисходишь до уровня визуальных анекдотов или так называемых комиксов. И вдруг — натюрморт. Жанр, с одной стороны, традиционный, но все-таки лишенный особого пафоса, более интимный, даже буржуазный. Что-то изменилось в твоих приоритетах или просто устал от нескончаемого экшена?

К. Батынков: Да, нет, просто все это уже многократно мною рисовалось и перерисовывалось. Захотелось нарисовать предметы, которые стоят у меня на подоконнике в мастерской. Просто так, безотчетно захотелось. Такое с художниками случается. А поиски злободневности или так называемой «актуальности» часто уводят от искусства куда-то очень далеко, куда-то вовне искусства. Она, эта злободневность, может присутствовать во всем, даже в электрическом чайнике, одноразовом стаканчике: время сейчас какое-то одноразовое, захламленное.

Все действительно очень быстро меняется вокруг. Мир меняется сумасшедшими темпами. Такой глобальный экшн кругом. Иногда действительно хочется «тихой жизни», просто сесть и смотреть в окно и на подоконник, как солнечный луч перемещается по каким-то баночкам, горшочкам: Изменилось отношение к вещам. Ты говоришь: буржуазность. Но куда нас засунули? А нас засунули именно в общество потребления. Вот мы и потребляем. Если раньше человек покупал пару ботинок и этим довольствовался, то сегодня этого уже мало. Люди в массе своей при старом режиме жили бедно и сейчас тоже не сказать, что богато. Но все равно сегодня к вещам какое-то ненормальное отношение. Если раньше их почти не было, то сегодня их очень много. Очень много лишних вещей, откровенно ненужных. Покрути головой: что это? куда? Горы презентационного хлама, корпоративных подарочков, часиков, баночек, прикольчиков, сувенирчиков: Человек покупает всё, и с запасом. Просто чтобы было!

Что-то в мозгу поменялось, и вещи сами изменились. Они в массе своей действительно какие-то одноразовые, и их очень много. Из всего этого хлама делают инсталляции, шикарные фотографии и все это имеет спрос, продается задорого. Не один я этим озадачен. Натюрморт стал каким-то тотальным. Это и есть новый натюрморт. Ведь натюрморт как жанр тоже менялся постоянно.

А. П.: Да, натюрморт, даже если он и не выступал в качестве самостоятельного жанра, работал в контексте и всегда был выразительным атрибутом своего времени, вспомнить того же Федотова, да кого угодно. Натюрморт всегда выступал в форме своеобразного послания. Вещь заключала в себе определенную информацию. Ты об этом?

К. Б.: Не знаю. Художник редко об этом задумывается. Он замечает какие-нибудь вещи и пытается их зафиксировать, а что из этого получится, не знает. Сам жанр столько претерпел. Взять хотя бы «малых голландцев» и Моранди, к примеру. А были же и фламандцы. Вот где пафос-то с дичью. Но не суть, это детали. Опять все надо рассматривать во времени. Те же голландцы передавали какие-нибудь предметы из поколения в поколение по наследству. А сейчас: сломался чайник с кнопочкой — выбросил его на свалку, сломалась книжная полка — отвез ее на дачу. Вообще перевозка на дачу — одна из форм современной музеефикации. Сначала весь этот хлам вывозится на дачу, потом в сарай, из сарая в сторожку сторожу, потом в культурный слой и в завершение цикла в этнографический музей.

А. П.: Да, ну а если отвлечься от всей этой философии, тебе рисовать все это было интересно или просто любопытно, во что все это выльется?

К. Б.: Прежде всего мне нравится рисовать, сегодня это натюрморт, сегодня мне это интересно. У меня на окне в мастерской стоят баночки с кисточками. Они всегда перемещаются по окну, солнце в разное время суток их по-разному освещает, и возникает ощущение, что эти предметы двигаются. Я не натуралист, но мне это интересно. Я не выдумываю эти предметы, смотрю по сторонам и рисую почти с натуры.

А. П.: А тогда откуда берутся самолето-вертолеты?

К. Б.: Я очень стараюсь обойтись без самолетов и вертолетов, но не получается: Например, у меня в мастерской стоит будильник: вместо стрелок [у него] вертолетные лопасти, у меня реально кругом самолетики и вертолетики, плюс кем-то подаренные кораблики в бутылочках. Мы все окружены этими, неведомо откуда взявшимися сувенирами. Их присутствие не понятно. Зачем они? И выкинуть жалко, и ценность их, прямо сказать, сомнительна. Причем все они могут быть очень дорогие, но продать этот «натюрмортный фонд» в голодные времена не удастся.

А. П.: Низкая степень ликвидности, да и «натюрмортный фонд», скажем, не от «малых голландцев». Красивых вещей сейчас не делают, ушло, потерян смысл, немного дизайна плюс удобство в обращении.

К. Б.: Да, барахло оно и останется барахлом.

А. П.: Об этом и будет твоя новая выставка?

К. Б.: Да, нет, конечно, не о барахле. Опять про жизнь. Это, скорее всего, некие мои наблюдения о возникающих вокруг нас явлениях.

А. П.: Значит, натюрморт — это вечная тема, как ахматовские строки: «Когда б вы знали, из какого сора // Растут стихи, не ведая стыда»?

К. Б.: Конечно, но этот сор не может быть мотивацией, а лишь внешним побуждением. По крайней мере, для меня. Ну, вот мы сейчас разговариваем, а на столе стоит натюрморт: посуда, телефон. Вот я сижу в мастерской, никуда не езжу, никуда не хожу, а предметы рядом. Остальное я уже многократно рисовал. Да и натюрморты рисовал и в школе, и в восьмидесятые годы, когда каждый второй был морандист. Все рисовали глиняные бутылочки от «Рижского» бальзама, якобы похожие на бутылочки Моранди. Если поскоблить поверхность, да этикеточку смыть, то действительно очень напоминает Моранди.

Источник: krokingallery.com


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110519_batynkov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110519_batynkov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».