ГМИИ: живопись, графика и вышивка Александры Лукашевкер
В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина представлена расширенная экспозиция работ Александры Давыдовны Лукашевкер — 135 произведений: живопись, графика, а также уникальные миниатюрные вышивки
В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина представлена расширенная экспозиция работ Александры Давыдовны Лукашевкер. В состав выставки вошли 135 произведений художницы: живопись, графика, а также «живопись нитью» — уникальные миниатюрные вышивки, которые по своей выразительности не уступают большим художественным полотнам.
Экспозиция приурочена к выходу в свет книги «Александра Лукашевкер». Помимо многочисленных иллюстраций, издание включает в себя письма художницы и воспоминания о ней друзей, почитателей, учеников.
***
Александра Лукашевкер (1925–1992). Александра Лукашевкер — художник уникального дарования, при жизни почитаемая узким кругом людей искушенных, известных художников и искусствоведов, таких как Борис Чернышов, Дмитрий Шаховской, Дмитрий Жилинский, Андрей Красулин, Тамара Шиловская, Татьяна Семенова-Айзенман, Гариф Басыров, а спустя годы получившая широкое признание и постоянную экспозицию работ в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
В наследии художницы главными оказались работы камерного масштаба и строя — живопись, преимущественно пейзажная, рисунки пером, наконец, очень своеобразные вышивки последних лет ее жизни. Она была, можно сказать, прирожденным и притом культурно воспитанным живописцем с тончайшим чувством цвета и конструктивным ощущением ритмически-пространственной целостности избираемого ею натурного мотива. Недаром любимым наставником еще с первых курсов училища оставался Павел Кузнецов. Александра Лукашевкер писала маслом, но поверхность ее этюдов оставалась по-фресковому легкой и светлой благодаря непринужденной свободе широкого мазка и очень осторожному использованию тяжелых, темных тонов, заменяемых серебристо-синими и лиловатыми. В ее рисунках — трепетная подвижность тонких, экономно ложащихся линий, их музыкальная вибрация, осторожная легкость прикосновений пера к бумаге — «как бы касание ими предмета, его деталей, передача их драгоценности» — поясняла художница. Наконец — вышивки, совершенная оригинальность которых состоит в том, что это для нее тоже сугубо живописная техника. Ее стежок свободно ложится на ткань подобно миниатюрному точному цветовому мазку. Со своим фоном и соседними стежками он находится преимущественно в колористических и лишь отчасти в фактурных отношениях. И потому ее крошечные вышитые пейзажи, миниатюрные головки, цветы, при всей их тонкой декоративности, отличаются чисто живописной целостностью колорита и пластики.
***
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110417_lukashevker.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110417_lukashevker.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.