Крокин Галерея: «Земля. Космос. Гагарин»
Выставка с участием Ю. Аввакумова, К. Батынкова, А. Джикии, Ф. Инфанте, Л. Тишкова, С. Шутова и др.
Сегодня в Крокин Галерее (Большая Полянка, 15) открывается выставка «Земля. Космос. Гагарин». Участвуют Ю. Аввакумов, К. Батынков, А. Джикия, Ф. Инфантэ, Пл. Инфантэ, Д. Кротова, А. Митлянская, В. Орлов, А. Панкин, А. Пономарёв, Л. Тишков, С. Чиликов, С. Шутов.
Пятьдесят лет назад Юрий Алексеевич Гагарин разомкнул небо и на корабле «Восток-1» вышел в Космос. Планета узнала имя нового героя, история включила новый хронометраж. Космос стал ближе и понятнее, а землян, рожденных в апреле 61-го, стали называть Юриями.
Кристаллизация идеи состоялась; и в непрерывном режиме началось освоение чарующего пространства, доселе изведанного лишь писателями фантастами, мечтателями-космистами и учеными-теоретиками. Последующие полеты, выход в открытый космос, даже вероятная высадка американцев на Луну так и останутся последующими. Наше сегодняшнее восприятие космоса определяется совокупностью этих последующих, информационный потенциал которых уступает подавляющему числу повседневных «свершений», и мало кто сходу назовет имена очередных тружеников космоса, бороздящих его бескрайние просторы. Пророчества о космосе постепенно понизились в градусе. Полет на Марс, если таковой и состоится, своей значимостью будет напрямую зависеть от стараний ньюсмейкеров и быстро затеряется в новостных лентах, изобилующих техническими новшествами. Полет на Марс будет в лучшем случае событием недели. Полет Гагарина — категория нового эпоса, нового героя.
Полет первого космонавта оказался проектом формата огромной страны, — страны, которая в те годы крепко стояла на Земле и, охватив своими крыльями 1/6 часть планеты, с уверенностью и любопытством разглядывала звездное небо. «Улетайте до самого солнца и домой возвращайтесь скорей!» — пела страна и, вопреки задымлению «оттепели», умела мечтать, искренне радоваться, ей было чем и кем гордиться. А космос был открытым, как была открыта, но сегодня уже непостижима улыбка Гагарина, улыбка соучастника Большого Проекта, устремленного к неведомой нам, нынешним, цели. Этой целью был космос, определявший сверхидею советской цивилизации, ее «всё». Этим «всем» была и улыбка первого космонавта, неведомым образом воспринятая у советского солдата, стоявшего на развалинах низвергнутого Рейхстага и выпускающего в непроглядное поднебесье последнюю обойму.
Величины 1945-го и 1961-го взаимосвязаны, как взаимосвязаны директории «Дошли!» и «Поехали!». Именно эти лозунги-программы мотивировали и определили советский космос, его историческую ауру, его эпическое наполнение. И Гагарин первым из отряда советских космонавтов стал этим наполнением, реализовал Большой космический проект.
Но что-то произошло на орбите, небеса свернулись, история страны остановилась как бы на время. Космос стал восприниматься декорацией уже неинтересного неба, прилип к Земле и понизился до уровня примитивного космического туризма. Космос сквозь сумерки опустившейся пустоты стал не читаем, утратил свое величие и загадку, оказавшись обычным пространством освоения, спрессованным до уровня бизнес-плана. Байконур очутился где-то там, в неожиданно чужих степях. «МИР» рухнул в океан. На его месте образовалась воронка черной дыры, освещаемая потухшим факелом Танатоса. Московский Планетарий на долгие годы превратился в руины, сотрясаемые обезьяньими криками близлежащего зоопарка. Мальчишки, не видавшие улыбки Гагарина, перестали играть в космонавтов, променяв их сияющий образ на пустоту инопланетного Бэтмена, предпочтя виртуальный хтонический пафос супермена лучезарной героике космического эпоса.
Космос Гагарина, Королёва, космос Циолковского был именно реальным, начинался здесь, на Земле, в многообразии ее ландшафтов, ее закономерности, ее гравитации, ее поэзии, ее миросозерцания и мыслился в единстве этих категорий неразрывно. Он не возникал на горизонте, он вбирал в себя этот горизонт. Он соприсутствовал везде и заключал в себе потенциал и устремление, находясь всегда над, а не под. Под — это компьютер, какой-нибудь новомодный ipod, т. е. плоское, форматированное, комфортное и абсолютное средство, технология. Все эти пятьдесят лет мы обживаем пространство этих средств, пространство технологий, пространство материалов, мы позабыли и утратили пространство воли и пространство духа. Поколение пятидесяти лет без космоса, без сверхидеи утратило ген творчества, распылило мотивации, а альтернативой всему этому стала высокотехнологическая подмена, имитация, комфортный симулятор.
Реальный космос действительно лишен этого комфорта, он велик и великолепен, он наделен сокрытыми смыслами и упорядочен. Он чреват непредсказуемостью, он опасен подлинной опасностью, а не смоделированной мастерами цифрового искусства головокружительной имитацией, где ты всегда сторонний наблюдатель. Космос влечет и завораживает именно своим реализмом, а все вымышленное о нем не более чем космический мусор с хламом звездных войн, внеземных цивилизаций, астрологических прогнозов, гуманоидов и «космического разума». Все это фантазийное нагромождение лишь заслоняет от нас реальность космоса, демонизирует его.
Эта выставка о космосе, о нашем космосе, о его пространстве, о цели и масштабе, о катастрофе понижения этого масштаба. Эта выставка о возможности, о полувековой паузе, о реальном космосе, на который еще возможно взглянуть с Земли. Эта выставка об утраченной улыбке Гагарина, о вероятности нового эпоса, эпоса не из области футурологии, а из области чуда, которым в свое время стал полет первого советского космонавта.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110414_krokin_cosmos.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110414_krokin_cosmos.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.