Art Investment

Выставка Эрмитажа в Павии

В итальянском городе Павия открылась выставка «Леонардески от Фоппа до Джампетрино: картины из Эрмитажа, Санкт-Петербург, и городских музеев Павии»

19 марта 2011 года в Павии (Италия) в Замке Висконти открылась выставка «Леонардески от Фоппа до Джампетрино: картины из Эрмитажа, Санкт-Петербург, и городских музеев Павии», организованная Государственным Эрмитажем совместно с городскими музеями Павии. Экспозиция включает свыше сорока работ, созданных в XVI веке художниками школы Леонардо, двадцать две из которых предоставил Эрмитаж.

Среди произведений из собрания петербургского музея — «Святое семейство», которым восхищался Стендаль, считая его лучшим из всего, что создал Леонардо. Это произведение Чезаре да Сесто и сейчас остается великолепным образцом ренессансной живописи XVI века, несмотря на то, что утратило имя великого мастера.

Целый ряд леонардесок, поступивших в Эрмитаж в XVIII — XIX веках, первоначально считались оригиналами самого Леонардо, а затем, с развитием искусствоведения, обретали другое авторство. Так произошло со «Святой Екатериной» Бернардино Луини, приобретенной Александром I у Евгении Богарне в 1815 году, и с «Христом с символами Троицы», проданным Эрмитажу в 1836 году У. Кузвельтом и теперь считающимся работой Джампетрино. Под именем Леонардо да Винчи проходила в 1850 году на аукционе нидерландского короля Виллема II «Флора» Франческо Мельци.

Искусство Леонардо оказало определяющее воздействие на развитие ломбардской школы живописи. Художник приехал в Милан в 1482 году по приглашению герцога Лодовико Моро. В то время Ломбардия не была прогрессивным центром развития культуры. Здесь сохранялся стиль интернациональной готики, оставались сильными влияния северной Европы, в первую очередь нидерландские. И хотя Леонардо не сразу стал популярным у современников в Милане, именно здесь возникло понятие — школа Леонардо да Винчи. Будучи придворным художником Лодовико Моро, он выполнял многочисленные и самые разнообразные обязанности при дворе, что требовало помощников и учеников.

Одним из любимых учеников мастера был Франческо Мельци, последовавший за учителем в Рим, а затем во Францию и унаследовавший его рисунки и рукописи. В десятилетнем возрасте появился в мастерской Леонардо Салаино (Джан Джакомо Капретти). В свое время ему приписывали «Донну нуду», однако подтвердить эту атрибуцию не удается, поскольку нет работ, о которых можно было бы сказать, что их автор Салаино. Имя Джампетрино (Джованни Пьетро Риццоли) упомянуто в одной из рукописей Леонардо. Этот мастер, часто использовавший рисунки и модели своего учителя, обладал яркой индивидуальностью и узнаваемой манерой живописи. В Эрмитаже хранится несколько его работ, среди которых особого интереса заслуживает «Кающаяся Мария Магдалина» — тема, ставшая определяющей в творчестве Риццоли.

Бесспорно, ведущим художником Ломбардии чинквеченто, корни искусства которого уходят глубоко в ломбардскую почву, к творчеству старших современников — Фоппы, Бергоньоне, Брамантино, был Бернардино Луини. Наряду с ним одной из самых значительных фигур ломбардской живописи стал Чезаре да Сесто, сформировавшийся в кругу воздействий Леонардо.

Отобранные для выставки в Городских музеях Павии произведения дают представление о леонардесках в узком, в первую очередь ломбардском аспекте, хотя, естественно, сфера влияния Леонардо да Винчи распространялась далеко за пределы этого региона Италии. В Эрмитаже хранятся работы таких крупнейших представителей других школ, воспринявших уроки Леонардо, как Андреа дель Сарто, Рафаэль, Корреджо.

Выставка является частью программы «Год России в Италии и Год Италии в России». Кураторы выставки — Т. К. Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, и Сюзанна Дзатти, директор Городских музеев Павии.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110403_hermitage_in_pavia.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110403_hermitage_in_pavia.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».