Art Investment

«Александр Тихомиров. Живопись. Графика»

Выставка в Русском музее к 95-летию художника

Сегодня в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается ретроспективная выставка «Александр Тихомиров. Живопись. Графика», посвященная 95-летию со дня рождения мастера. В состав экспозиции вошло около 50 произведений всех периодов творчества художника — от реализма до неоклассики, отражающих многогранность таланта, богатство образного мира и широту стилистического диапазона его творчества.

Александр Дмитриевич Тихомиров (1916–1995) родился в Баку. Закончил Бакинское художественное училище, где занимался в мастерской И. Г. Рыженко (в прошлом ученика И. Е. Репина). В последние годы Великой Отечественной войны, будучи освобожден от мобилизации из-за слепоты одного глаза, он учился в МХИ им. Сурикова у А. А. Осмеркина — талантливого педагога, бывшего участника группы «Бубновый валет». Тихомиров вдумчиво изучал и переосмысливал творчество мастеров Возрождения, импрессионистов и постимпрессионистов, фовистов. Молодой художник пробовал свои силы в новых для себя стилях и был предсказуемо отчислен из института за проявление формалистических тенденций в живописи.

В 1949–1976 А. Д. Тихомиров работал в московском Комбинате монументально-декоративного искусства (КМДИ) над созданием портретов Ленина и руководителей партии для праздничного оформления зданий и улиц Москвы. В историю официального советского искусства 1950–70-х он вошел как автор ленинианы и самого большого портрета Ленина в мире (42 x 22 м).

Мало кто знал, что в свободное от выполнения официальных заказов время Тихомиров, не примыкавший к каким-либо неофициальным художественным течениям, создавал картины на библейские сюжеты, на темы сказочного Востока, театра и цирка. Он вдохновлялся воспоминаниями о жизни в Баку, драмами Шекспира, фильмами Феллини, симфонической музыкой. Художника манили глубины человеческой души и вечные вопросы бытия. Тоска по большому содержанию не находила удовлетворения в дежурном тематизме социалистического реализма и в «суровом» гражданственном пафосе шестидесятников. Насущными для Тихомирова были книги книг и песни песен. Работая «в стол», без надежды на встречу с широкой публикой, он создал собственный мифо-поэтический мир, в котором образно и страстно переживал невозможность однозначных ответов и исчерпывающих формул: что есть правда, любовь, свобода.

Любимые персонажи художника — актеры, клоуны, циркачи. Прячась за масками и гримом, под звон шутовских бубенцов они обретают свободу высказывания и поведения, получают защиту для своего сокровенного «я». Но они же вынуждены глубоко переживать горечь одиночества, отверженность. Это роль с двойным дном. Ее исполнитель оплатил гордость свободы горечью одиночества.

Переживание одиночества и несвободы сформировали образность и пластику другой линии творчества Тихомирова. Заглавия его произведений — «Идущий», «Магдалина», «Тоска», «Странник», «Изгнание из рая» — открывают протяжённые ряды смыслов и ассоциаций. Эти работы позволяют распознать в личности и даровании Тихомирова символиста, трагически разминувшегося со временем расцвета этого явления.

Александр Тихомиров был художником-интеллектуалом, знатоком искусства России и Запада. В его произведениях творчески переплавлены уроки старых мастеров, художников эпохи модерна, экспрессионистов, Павла Филонова. Яркая индивидуальность позволила мастеру создать собственный, неизменно узнаваемый стиль, отмеченный особой пластической взволнованностью, взрывчатой эмоциональностью. Тихомиров писал масштабные полотна, но и в малом формате, используя разнообразные графические средства, он творил свободно, артистично, без потери содержания.

Не удивительно, что в советское время картины, работу над которыми художник считал главным делом своей жизни, не были известны широкой аудитории. Однажды уже изгнанный за инакомыслие, он предпочел не вмешиваться в художественные баталии «времени перемен». Отказавшись от борьбы, он сохранил творческую свободу. Впервые его произведения экспонировались только в 1987 году. В последние годы в Москве состоялось несколько персональных выставок его работ, открывших искусство мастера широкой аудитории.

Источник: пресс-релиз ГРМ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110324_tihomirov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110324_tihomirov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».