Art Investment

Художники и цены

Забытый мастер Томас Лоуренс в Национальной портретной галерее

В Национальной портретной галерее Великобритании открылась выставка произведений Томаса Лоуренса (Sir Thomas Lawrence, 1769–1830). Его деятельность пришлась на эпоху, которую называют золотым веком британского портрета: в это время творили Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough), Джеймс Норткот (James Northcote), Джон Хоппнер (John Hoppner), Уильям Бичи (William Beechey) и Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds).

Отношение к творчеству Томаса Лоуренса было противоречивым всегда: одни признавали его изумительным мастером портрета, другие упрекали в сентиментальности его заказные произведения, третьи и вовсе отказывали художнику в уважении, считая его прежде всего аморальным человеком. При жизни, казалось, прощенный и обласканный публикой, после смерти Лоуренс оказался забытым на долгие годы. Настоящая выставка Национальной галереи — попытка переосмыслить его наследие, последняя по времени ретроспектива прошла около тридцати лет назад.

Талант Томаса Лоуренса проявился в очень раннем возрасте: уже с 11 лет он зарабатывал, продавая свои пастели в курортном городке Бат. На выставке в портретной галерее можно увидеть его автопортрет в возрасте 17–18 лет: это юноша с большими, выразительными глазами и маленьким, изящным подбородком. Ранее считалось, что на портрете изображен будущий премьер-министр Великобритании лорд Грей, с которым Лоуренс был дружен, однако в 1990-х годах эксперты доказали, что это автопортрет художника.

В 20 лет Лоуренс стал одним из самых молодых членов Королевской Академии художеств, поразив воображение преподавателей двумя великолепными портретами — королевы Шарлотты и актрисы Элизабет Фаррен, после чего о нем заговорили ни больше ни меньше как о преемнике Рейнольдса. Королева Шарлотта на портрете Лоуренса (1789) похожа на Снежную Королеву из сказки, заточенную в собственном замке. Королевская семья отвергла этот чересчур человечный, слишком эмоциональный портрет, написанный 20-летним юношей. Лоуренс запечатлел королеву в тяжелый для нее период: ее муж Георг III был серьезно болен, фактически лишился рассудка.

Имя Лоуренса на протяжении всей его жизни было окружено сплетнями: молва связывала его с множеством известных в обществе дам; некоторые доказательства того, что слухи были не беспочвенны, дошли и до наших дней. В 1790-е годы он оказался в центре серьезного скандала, связанного с его увлечением сразу двумя дочерьми известной актрисы Сары Сиддонс (Sarah Siddons). Эта история едва не поставила крест на его репутации художника. Лоуренс пережил нервный срыв и только благодаря поддержке друзей в начале 1800-х сумел преодолеть его и вновь начать работать. Он стал, как никогда, амбициозен, трудолюбив и изобретателен (но не отказался, впрочем, и от своих легкомысленных увлечений). В экспозиции выставки можно увидеть три великолепных картины, привезенные из Виндзорского замка: Папы Римского Пия VII (Pope Pius VII), фельдмаршала Гебхарда фон Блюхера (Gebhard von Blücher) и эрцгерцога Австрийского Карла (Charles, Archduke of Austria).

  • ТОМАС ЛОУРЕНС Римский Папа Пий VII

В 1820 Лоуренс стал президентом Королевской Академии под покровительством Георга IV. В последующее десятилетие он написал, пожалуй, свои лучшие портреты. К 1822 году относится великолепный портрет короля Георга IV, на котором этот непопулярный правитель выглядит вялым и бесхарактерным. Среди других интересных произведений этого периода, представленных на выставке, — портреты принцессы Софии (1825) и Розамунды Крокер (1827).

В последнее десятилетие жизни Лоуренс был очень известен и уважаем, причем не только публикой, но и художественным сообществом. Достаточно сказать, что Тёрнер присутствовал на его похоронах в Соборе Святого Павла. Но вскоре после смерти художника в 1830 году отношение к его личности, а заодно и к его творчеству изменилось: былые достижения забылись, и остался лишь, как сказал куратор отдела портретов XIX века Национальной галереи Питер Фаннел (Peter Funnell), «ярлык человека свободных нравов Эпохи Регентства».

О художнике вспомнили еще раз в 1904 году, когда в книге Освальда Кнаппа (Oswald Knapp) была опубликована откровенная переписка Лоуренса с Сарой Сиддонс. Скандального художника читатели начала прошлого века единогласно осудили. И снова забыли. И по сей день о нем знают гораздо меньше, чем о других великих мастерах этого периода — Рейнольдсе, Гейнсборо, или о тех, кто пришел им на смену, — Уильяме Тёрнере, Джоне Констебле… Организаторы выставки в Национальной портретной галерее надеются вернуть Томаса Лоуренса в пантеон британских художников.

Выставка продлится до 23 января 2011 года.

Источники: National Portrait Gallery shines light on forgotten artist Thomas Lawrence; Thomas Lawrence: The new romantic — review; artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101030_lawrence.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101030_lawrence.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».