Моисей Фейгин: «Исповедь Арлекина»
Сегодня в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А. С.Пушкина открывается персональная выставка живописи и графики Моисея Фейгина
Сегодня, 18 мая, в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Волхонка, 10) открывается персональная выставка живописи и графики Моисея Фейгина «Исповедь Арлекина». Она продолжает цикл выставок Отдела личных коллекций, представляющих широкому зрителю наследие художников, которые в силу обстоятельств не снискали громкой славы и официального признания. В составе экспозиции представлено 76 экспонатов: 39 произведений живописи, 23 произведения графики, 4 произведения скульптуры.
Моисей Фейгин родился в 1903 в Варшаве, с 10 лет учился рисованию в студии итальянского мастера. После переезда с семьей в Москву продолжил обучение живописи у частных педагогов. В 1921 Фейгин поступил во ВХУТЕМАС, где преподавали самые талантливые представители российского авангарда: Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий, Владимир Фаворский, Давид Штеренберг и др. Среда творческого общения во ВХУТЕМАСе способствовала осуществлению поисков новых выразительных форм в искусстве. Фейгин учился в мастерской живописи у Александра Осмёркина, великолепного педагога, эстета, колориста, участника легендарной художественной группы «Бубновый валет». Впоследствии учитель и ученик на долгие годы сохранили отношения творческих единомышленников.
Большую роль в 1920-е годы играли различные художественные сообщества. Фейгин вошел в ОМХ — объединение московских художников. Участники, а среди них Аристарх Лентулов, Артур Фонвизин, Роберт Фальк, Надежда Удальцова, расписывали клубы и стадионы, выпускали плакаты и открытки, писали картины на производствах, портреты, проводили отчетные выставки, одна из которых состоялась в 1929 в Нью-Йорке. В 1932 ОМХ, как и другие художественные объединения, было ликвидировано. Единой художественной организацией с единым для всех методом «соцреализма» стал МОСХ. Как многие художники своего поколения, Фейгин не смог приспособиться к правилам официальной художественной жизни. Долгие годы его творчество делилось на две части. С одной стороны, работа в «портретном цеху» над образами И. В. Сталина и других вождей для заработка, а с другой, — живопись «для души». К сожалению, произведения тех лет не сохранились. В 1942 художник ушел на фронт, квартира была разграблена, картины уничтожены.
Кардинальный поворот в творческой судьбе Моисея Фейгина произошел в конце 1956, после посещения одной из первых в нашей стране выставок американской живописи: художник, по его словам, «словно проснулся». Резко изменился живописный почерк Фейгина, стал возникать круг новых тем. Он писал абстрактные полотна, условные композиции, автопортреты. Работая с натурой, освобождал ее от деталей, превращал композицию в изобразительную формулу. Писал много, словно наверстывая тот путь, который прошла за половину столетия западноевропейская живопись. Уже в конце 1960-х в его работах появился человек в цветном трико — то ли шут, то ли арлекин, то ли клоун. Бестелесные, ломкие, очень подвижные куклы-марионетки, маски вселенского карнавала, — они лишены земного притяжения, как бы парят в пространстве. Позже среди клоунов и арлекинов возникли Чарли Чаплин, Скрипач, Дон Кихот. Постепенно клоуны начали разыгрывать пьесы на темы кинематографа, Сервантеса, Шекспира. А дальше — евангельские притчи, ветхозаветные истории. Возвращение блудного сына, Тайная вечеря, защита крепости Масада — и вплоть до Голгофы...
Драматичная тональность холстов Фейгина отражает горький опыт тяжелых личных потерь художника, память исторических и социальных катаклизмов… Фейгин признавался: «Я очень хотел бы написать веселую картину, но у меня ничего не получается». Внимательно вглядываясь в картины, то и дело сталкиваясь с автопортретом художника либо с его автопортретной маской, понимаешь, что он мыслил себя среди своих героев, «рыцарей печального образа», безумных мудрецов, одиноких поэтов.
Красота холстов «Хоровод в ночи», «Песнь солнцу», «Диалог», «Возвращение», «Скрипач» в напряженном энергетическом потенциале. Их следует рассматривать длительно, они открываются постепенно. Безупречное владение формой отражено в полотнах «Черная лошадь», «Шут», «Пирамида цирка». Согласно искусствоведческим дефинициям, манеру Фейгина следовало бы назвать «экспрессионистской», ведь именно «экспрессионизм» есть предельное состояние формы. «Предельное» в цвете, в линии, в композиции.
Первая за много десятилетий персональная выставка художника состоялась в 1978. В 1990 была организована ретроспектива его работ в Лондоне. В Музее современного искусства на Петровке выставка проходила в 2003. В Третьяковской галерее, уже посмертная, — в 2008-м.
Показывая сегодня выставку произведений Моисея Фейгина, часть которых выставляется впервые, организаторы ставят перед собой цель вернуть его в контекст изобразительного искусства ХХ столетия.
Выставка работает до 4 июля 2010 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100518_gmii_feigin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100518_gmii_feigin.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.