Art Investment

Советское искусство 1980–90-х на выставке в Лондоне

В лондонской галерее Haunch of Vension открыта первая в британской столице обширная выставка советского нонконформистского искусства 1980-х — начала 1990-х.

В лондонской галерее Haunch of Vension открыта первая в британской столице обширная выставка советского нонконформистского искусства 1980-х — начала 1990-х. Она подготовлена совместно с галереями Volker Diehl (Берлин) и Diehl + Gallery One (Москва).

В экспозиции сделана попытка исследовать влияние реформ М. Горбачёва на искусство своего времени. Для решения этой задачи организаторы собрали 100 работ почти 50 авторов, выполненных до, во время и после Перестройки. Таким образом, западная аудитория получает возможность познакомиться со стилистическим разнообразием и динамизмом неофициального искусства того времени, а также с именами его ключевых представителей.

Советские художники в Москве и Ленинграде, ободренные призывом Горбачёва к прозрачности и свободе слова, выступили против официального искусства, находившегося под контролем государства и доминировавшего в СССР на протяжении десятков лет, и стали создавать радикальные, экспериментальные и провокационные по духу работы. В их творчестве проявилась открытая критика институтов советской культуры. В отличие от советской идеологической ностальгии по утопическому прошлому, художники стремились вести диалог с реальностью сегодняшнего дня.

В работах нонконформистов, представленных на выставке, получили отражение радикальные изменения в эстетической сфере, эклектическое смешение изобразительных средств и подходов, а также политическое противостояние тоталитарному режиму. Экспозиция представляет в совокупности нескольких индивидуальных стилей: от концептуального и аналитического до юмористического и иронического. Зрители могут увидеть работы ключевых фигур московской арт-сцены, среди которых Эдуард Гороховский, Иван Чуйков, Семён Файбисович и Айдан Салахова, а также произведения наиболее влиятельных художников из Ленинграда, таких как Тимур Новиков и Сергей Бугаев (Африка).

Некоторые авторы, например Александр Косолапов, Виталий Комар и Александр Меламид (к 1980-м они уже эмигрировали в Нью-Йорк) занялись соц-артом, соединяя образы социалистического реализма с иронией и эстетикой поп-культуры Запада. Другие эмигранты, такие как Илья Кабаков и Эрик Булатов, работают в традиции московского концептуализма, исследуя тему интеллектуальной манипуляции массовым сознанием. Третья группа художников обратилась к европейскому современному искусству, а четвертая позаимствовала язык немецких новых диких и французских представителей свободной фигуративности и соединила его с образами русского авангарда.

С помощью живописных работ, скульптур, фотографий и инсталляций, собранных за последние 10 лет, организаторы выставки попытались восстановить исторический контекст Перестройки. Они постарались передать революционный перелом в искусстве, ставший возможным благодаря беспрецедентным социальным и политическим изменениям, через которые Россия прошла в 1980-х — начале 1990-х годов.

Полный список участников выставки:

Гия (Гурам) Абрамишвили, Юрий Альберт, Сергей Базилев, Андрей Безукладников, Пётр Беленок, Сергей Борисов, Александр Бродский, Анатолий Брусиловский, Сергей (Африка) Бугаев, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Воинов, Сергей Волков, Дмитрий Врубель, Эдуард Гороховский, Свен Гундлах, Георгий Гурьянов, Вадим Захаров, Константин Звездочётов, Илья Кабаков, Илья Китуп, Николай Козлов, Виталий Комар и Александр Меламид, Мария Константинова, Светлана Копыстянская, Игорь Копыстянский, Александр Косолапов, Леонид Ламм, Константин Латышев, Ростислав Лебедев, Михаил Магарил, Игорь Макаревич, Олег Маслов, Борис Матросов, Сергей Мироненко, Борис Михайлов, Андрей Монастырский, Тимур Новиков, Николай Овчинников, Борис Орлов, Павел Пепперштейн, Аркадий Петров, Михаил Рогинский, Андрей Ройтер, Айдан Салахова, Леонид Соков, Алексей Сундуков, Наталья Турнова, Семён Файбисович, Николай Филатов, Андрей Филиппов, Андрей Хлобыстин, Гор Чахал, Игорь Чацкин, Ольга Чернышёва, Иван Чуйков, Сергей Шаблавин, Сергей Шутов.

К выставке выпущен каталог на двух языках со статьями Ольги Свибловой, Екатерины Дёготь, Иосифа Бакштейна и Бориса Гройса.

Выставка работает до 26 июня 2010 года.

Источник: haunchofvension.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100503_nonconformism_in_london.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100503_nonconformism_in_london.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».