«Современное актуальное искусство Азербайджана» в Айдан галерее
Сегодня в Айдан галерее открывается для публики выставка «Современное актуальное искусство Азербайджана. Памяти Лейлы Ахундзаде»
ОРХАН ГУСЕЙНОВ
Источник:
Сегодня, 10 апреля, в Айдан галерее открывается для публики выставка «Современное актуальное искусство Азербайджана. Памяти Лейлы Ахундзаде».
Лейла Ахундзаде, профессор, художница и куратор павильона Азербайджана на Венецианской биеннале — 2007, готовила эту выставку вместе с Айдан Салаховой, но погибла в феврале 2010 года. Поэтому первый показ в Москве актуального азербайджанского искусства посвящен ее памяти.
На выставке будут представлены работы Лейлы Ахундзаде, заслуженного художника Эльдара Гурбанова, художников Тарлана Горчу, Фарида Расулова, Рашада Алекперова, Орхана Гусейнова, Баби Бадалова и Рашида Ахундзаде.
«На выставке азербайджанских художников московский зритель не обретет ни восточной неги, ни прочих ожидаемых опций в духе дискурса экзотического, о которые так много копий сломал американский борец с неоколониализмом Эдвард Саид. Все гораздо сложней. Именно об этом, наверное, и хотела рассказать москвичам азербайджанский куратор выставки, Лейла Ахундзаде, недавно столь нелепо погибшая. Никакой такой экзотики не наблюдается в ее серии “Женщина. Стремление к совершенству”. Фронтальные фотографии азербайджанских матрон, продающих различные вкусности, смонтированы с пейзажами, найденными в классической европейской живописи. Ничего такого удивительного нет и в роскошной фольклорной красотке, помещенной Эльдаром Гурбановым на поверхности деревенского сундучка “мюджрю”. Равно как и в коллаже Рашида Ахундзаде, где рембрандтовская Даная, ожидающая небожителя Зевса в виде Золотого дождя, ласково гладит по голове усталую пожилую азербайджанскую даму с веником в руках.
По растянутому в длину белому фотофризу Торлана Горчу вьется бесконечная виноградная лоза, превращающаяся в универсальную метафору — кардиограмму, в которой соединяются ритмы природного и человеческого.
Матерчатые куклы, уютно расположившиеся в виде слова ART в работе Баби Бадалова, просто и ясно отвечают на древний и детский вопрос: «Что такое искусство?».
А вот мясник, тщательно и увлеченно разделывает тушу барана. Это зрелище, которое заставляет сладко биться сердце всякого любителя вкусно поесть и вызывает бури возмущения у слабонервных вегетарианцев. Рынок, как известно, есть истинное средоточие всякого правильного восточного города. Однако, и тут не все так просто: на видео Фарида Расулова запечатлен дядя художника, страдающий диабетом и поэтому не имеющий возможности лично насладиться результатами своей мастерской работы. Видео показывается в обратном направлении. В конце концов, перед нами возникает туша целого барана, обратившегося в восточную притчу на тему невозможности разделять чувственное, о которой писал и французский философ Жак Рансьер.
Желчную иронию Рашада Алекперова поймут только те, кто пережил настоящие геодезические и географические перемены. Прячущаяся в темном помещении брутальная конструкция из пластиковых труб при вспышке света отражается на стене меланхолической констатацией: “Кризис”. Но следующая вспышка отвечает сардоническим “Ха-Ха” — и не такие кризисы и переломы мы видали.
Едва ли не единственное произведение на выставке азербайджанских художников, которое требует исторической справки, — это портрет поэта Сабира работы Орхана Гусейнова. Кровь на губах классика напоминает не только о том, что он умер от туберкулеза. По своей роли в национальной литературе Сабир более всего близок к гневному обличителю общественных язв Николаю Некрасову. Но в отличие от азербайджанцев, которые знают и помнят Сабира, портрет Некрасова в современной России не вспомнит уже почти никто».
Андрей Ковалёв
Выставка работает до 9 мая.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100410_art_from_azerbaijan.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100410_art_from_azerbaijan.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.