Никола Овчинников: «Они возвращаются»
Сегодня в галерее «Айдан» открывается выставка Николы Овчинникова «Они возвращаются»
Сегодня, 5 марта, в галерее «Айдан» открывается выставка Николы Овчинникова «Они возвращаются».
Уже около двух десятилетий Никола Овчинников разрабатывает тему, диапазон которой простирается от выразительности природной черно-белой «графики» до известного лирического образа страны, — тему березы. Овчинников создавал березовую живопись, березовые мобили, березовые принты... Но наиболее известной оказалась история превращения березовых колонн. «Они возвращаются» — очередная глава развития этого сюжета.
История вопроса
Еще в 1997 году галерея «Айдан» на Московском международном форуме художественных инициатив показала масштабную инсталляцию Николы Овчинникова «Московский парфенон» — узнаваемые пропорции классического архитектурного портика складывались из парадоксального сочетания простого треугольного фронтона и его опоры — множества нерегулярно расставленных светящихся колонн — березовых стволов. Тогда эту художественную идею было предложено рассматривать и как макет для последующих архитектурных стадий воплощения идеи: на Болотной площади или около Крымского моста предлагалось спроектировать здание-постамент, внутри которого располагался бы комплекс культурных учреждений. Московский березовый парфенон светился бы над городом как символ, развивающий линию основных образов Москвы и России (звезды на башнях Кремля, «Рабочий и колхозница», «Березовый парфенон»).
Однако масштабная и амбициозная идея не нашла поддержки, в то время как инсталляция имела успех. В различных модификациях она экспонировалась на больших выставках в Германии (Баден-Баден, 2004) и Японии (Тояма, 2006). Таким образом, в рамках международного культурного обмена березовые колонны стали играть роль модифицированного и модернизированного «символа на экспорт».
Летом 2006 года на выставке «Рай» в выставочном зале Новый Манеж экспонировалась инсталляция «Они улетают» — символ разочарования автора неудачей попытки капитального внедрения березовых колонн в архитектуру Москвы и символическую топографию. Светящиеся стволы-колонны летели по залу, все выше, в поле зрения их осталось всего пять или шесть, наверное, остальные уже покинули нас. Важно отметить, что дело происходило в том же пространстве, где почти за 10 лет до этого впервые был построен «Московский парфенон».
Ситуация в городе, стране, культуре не позволила идее березовых колонн развернуться в пространстве и утвердиться в качестве символа. Жизненная энергия этих объектов оказалась достаточно значимой, чтобы множиться и варьироваться в различных формах дизайна — от символа России в масштабной электроэнергетической инсталляции «Контур света» (2007), до включения в интерьер фойе банка и употребления отдельных колонн в качестве дизайнерских светильников.
Они возвращаются
Теперь, по прошествии нескольких лет, Никола Овчинников создал новый проект — березы-колонны вновь появляются в нашем поле зрения. Что это означает? То ли «березы» Николы Овчинникова прорастут в город и обретут новый символический статус, то ли художник хочет передать ощущение агрессивности и опасности окружающей среды (вспомним фильм ужасов «Иногда они возвращаются»). Или это высказывание нужно понимать в контексте школьной традиции вслед за известным мотивом «Грачи прилетели» — ведь там тоже дело происходит весной...
Выставка продлится до 26 марта.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100305_aidan_ovchinnikov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100305_aidan_ovchinnikov.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.