Art Investment

Живопись Евгения Абезгауза в Русском музее

В Мраморном дворце Русского музея открыта выставка Евгения Абезгауза. В экспозиции представлено 36 живописных работ художника из разных циклов

В Мраморном дворце Русского музея открыта выставка Евгения Абезгауза, являющаяся своеобразной ретроспективой и охватывающая основные периоды творчества художника. В экспозиции представлено 36 живописных работ из разных циклов.

Евгений Абезгауз родился в 1939 году в Ленинграде в типичной интеллигентской ленинградской семье: скрипка, художественная школа, по настоянию родителей — инженерский диплом ЛЭИСа им. М. Бонч-Бруевича, несколько лет работы инженером-электриком. В 1973 году закончил в качестве художника-дизайнера Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной. Сразу же по окончании училища Абезгауз начал участвовать в квартирных выставках андеграунда, и вскоре (после заметной выставки в Москве на квартире фотографа В. Сычева) он был уволен с официальной работы. После участия в знаменитой, давшей название целой культурной эпохе («газаневская культура», Газаневщина) выставке 1975 года в ДК «Невский» имя Абезгауза попало в прессу.

Он известен как основатель группы «Алеф», участники которой заявляли о несогласии как с художественной, так и с национальной политикой позднесоветского режима. Группа создавалась на волне неофициального искусства, «Газаневщины», и конечно, ее деятельность была связана с диссидентским движением. Первая квартирная выставка группы (в составе Е. Абезгауза, А. Басина, Л. Болмата, А. Гуревича, Ю. Календарёва, Т. Корнфельд, А. Манусова, А. Окуня, С. Островского, А. Рапопорта, О. Шмуйлович, О. Сидлина) была проведена в ноябре 1975-го на квартире самого Абезгауза на проспекте Стачек, 74. Её, согласно воспоминаниям современников, посетило около четырех тысяч человек.

В конце 1976 года художник эмигрировал в Израиль; документы на эмиграцию были поданы им за четыре года до этого, но решающим фактом для властей стала его активная деятельность художника-нонконформиста.

В советский и в начале израильского периода сквозной темой в его творчестве были похождения героя, родом из прозы Менделе Мойшем-Сфорима или Шолом-Алейхема, а если брать историко-топографические реалии, — из российского или восточноевропейского местечка. Впрочем, этот образ у Абезгауза может органично врастать и в библейскую метафорику, и в семейную фотографию. В 1970-х годах он писал картины и печатал литографии, раскрашивая их акварелью, разрабатывая два основных сюжетных слоя — «библейский» и «местечковый». В работах, где нет прямых отсылок к библейским текстам, акцентируется историко-этническое начало в его сентиментальном ракурсе.

В течение всей творческой жизни в работах Абезгауза так или иначе присутствуют мыльные пузыри, ставшие узнаваемыми авторскими персонажами. Отдельный цикл работ с мыльными пузырями получил название «Мир суеты». С 1970-х годов художник постоянно обращается к жанру репрезентативного реалистического портрета, изображая своих единомышленников-соратников, свой «ближний круг». Серия «Мир покоя» обращается к философии чистой формы. Объемные идеальные фигуры, подвешенные в стерильном лабораторном пространстве, накапливают личный метафизический опыт автора, в котором есть место и Магритту, и Де Кирико. Парящие сферы ведут свой генезис от мыльных пузырей, эволюционировавших и затвердевших, подобно догматическим сущностям.

На выставке также будут представлены натюрморты и анималистические композиции, а также полотна из серии «наскальных рисунков» с личным переложением первых антропоморфных изображений. В работах из серии «Деньги» применяется техника коллажа, сочетающая живописную, богато декорированную поверхность с приклеенными банкнотами самых различных государств, от Италии до Казахстана. Особое место уделяется, конечно, памятным советским дензнакам — легендарной «трешке» с изображением московского Кремля и солидного червонца с профилем Ленина.

Творческая судьба Евгения Абезгауза уникальна: он укоренён в российской и в израильской культуре, его выставочная деятельность охватывает сотни экспозиций — от квартирных выставок ленинградского андеграунда до таких итоговых исторических экспозиций, как «От Гулага до Гласности. Нонкоформистское искусство из Советского союза» (Художественный музей Циммерли Университета Ратгерс, Нью-Джерси, 1995) и «Российско-еврейские художники в Столетие перемен. 1890–1990» (Еврейский музей, Нью-Йорк, 1995).

Источник: mkrf.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091018_rusmuseum_abezgauz.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091018_rusmuseum_abezgauz.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».