«Пьер Паоло Пазолини. Я вернулся летом»
В фотографическом музее «Дом Метенкова» (Екатеринбург) открыта выставка «Я вернулся летом», объединяющая работы итальянских авторов, сделанные во Фриули — области, где родился Пьер Паоло Пазолини
В фотографическом музее «Дом Метенкова» (Екатеринбург) работает выставка «Пьер Паоло Пазолини. Я вернулся летом», объединяющая фотографии Пьерджорджо Бранци (Piergiorgio Branzi), Элио Чиола (Elio Ciol) и Франка Дитури (Frank Dituri), сделанные во Фриулии — области, где родился Пьер Паоло Пазолини.
Пьер Паоло Пазолини (1922–1975) — итальянский поэт, писатель и выдающийся кинорежиссёр. Он стал знаменитым задолго до того, как начал снимать фильмы. После окончания Болонского университета преподавал фриуланскую литературу и язык на родине матери, в Казарсе (небольшая аграрная провинция на востоке Италии в области Фриулия). В 1942 издал первый сборник «Стихи в Казарсе».
В 1950 Пазолини переехал в Рим, активно работал на литературном поприще, издал сборник стихов, исследовал религиозную поэзию, писал романы. В начале 1960-х снял первые фильмы «Аккаттоне» и «Мама Рома». Новаторство Пазолини заключалось в открытии неисследованного пласта действительности — маргиналов, людей дна, римского диалекта. После выхода программного фильма «Евангелие от Матфея» Пазолини стал духовным учителем для молодого «бунтующего» поколения. Во многих своих фильмах он стремился реабилитировать на экране физическую реальность человеческой плоти в ее художественном и философском аспектах. Пьер Паоло Пазолини был убит 2 ноября 1975 года в Остии близ Рима. Обстоятельства гибели режиссера до сих пор остаются не выясненными.
Идея фотопроекта «Тринадцать фотографов по одному из маршрутов Пазолини» родилась в исследовательском центре CRAF. Тринадцать ведущих мастеров итальянской фотографии проиллюстрировали в своих работах один из маршрутов великого мастера — железнодорожную ветку от Казарсы до Джемоны, которая была разбита на участки по числу старых железнодорожных станций; каждый из них был доверен одному из фотографов.
В этом проекте Пьерджорджо Бранци было доверено фотографировать Казарсу: условия жизни, крестьянский быт, дом Пазолини. В далекие 1950-е годы Бранци как искусствовед и фотограф участвовал в выработке новых теоретических положений, необходимых для обновления итальянской фотографии. Он снимал не столько общество массового потребления, которое формировалось в то время в Италии, сколько скуку, одиночество, формализм в манере одеваться и в поведении, а еще — солнечные пейзажи итальянского Юга или удивительный снегопад во Флоренции. Все его фотографии отличались строгостью и сбалансированной композицией. Он продолжал фотографировать и в Москве (где стал первым западным телекорреспондентом). Затем Бранци на много лет забросил фотографию и занимался живописью и графикой, и снова взял в руки фотоаппарат именно для съемок в Казарсе; ему удалось передать дух этого места, где еще витает память о Пазолини.
Нью-Йоркский фотограф итальянского происхождения Франк Дитури с большим энтузиазмом откликнулся на возможность принять участие в фотопроекте, посвященном Пьеру Паоло Пазолини и Казарсе. Так возникло его фотоисследование, получившее название «Нет вкуснее воды». В этой работе фотограф продемонстрировал свое видение природы и общества, выразив его в образах на грани реального и сюрреального, явленного и тайного. Ему удалось воссоздать магическую атмосферу снов и воспоминаний.
Фотографии Элио Чиола опубликованы более чем в 180 изданиях, с 1961 года состоялось более 80 его персональных выставок. Вот как пишет о нем Карло Сголон: «...Он, как и я, и многие другие, связан с землей и с крестьянским бытом и переживает природу и жизнь как нечто сакральное. Земля для него — это не только отправная точка, но и конечная цель, поскольку в ней заключена философско-религиозная концепция существования, управляющая всем его художественным творчеством. Современная культура, растворяя религиозное чувство и разрушая понятие о Боге, пришла к нигилизму, поскольку человек, желая прийти к себе самому в качестве абсолюта и первоначала, неизбежно упирается в ничто. Для нее мир представляет собой хаос, непоправимый беспорядок, пустоту смыслов, в которой невозможно устанавливать связи между вещами и наполнять их каким-либо содержанием. Для Чиола же мир до сих пор полон красоты и гармонии, и смысл нашего существования состоит именно в том, чтобы это показать».
Пьерджорджо Бранци, Элио Чиол и Франко Дитури, при всем различии их выразительного языка, смогли передать эстетическую сущность Казарсы и мира Пазолини, хранящего память о прошлом, о существовавшем некогда крестьянском мире, которого уже больше нет.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090816_pazolini.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090816_pazolini.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.