«Полиграффак Втутемаса — Вхутеина. Учителя и ученики»
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается сменная экспозиция из фондов графики ХХ века «Полиграффак Втутемаса — Вхутеина. Учителя и ученики»
Сегодня, 18 июня, в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (залы 21–22) состоится открытие сменной экспозиции из фондов графики ХХ века «Полиграффак Втутемаса — Вхутеина. Учителя и ученики».
Выставка-исследование посвящена легендарному художественному вузу — Вхутемасу — Вхутеину (1920–1930). За неполное десятилетие он сумел совершить переворот в системе подготовки художников в советской России. Открывая зрителям интереснейшую коллекцию искусства 1920-х, связанную с Полиграфическим факультетом знаменитого института, более половины из 120 экспонатов Галерея показывает впервые.
Реформы в пореволюционной России коснулись и художественного образования. В 1918 году Строгановское художественно-промышленное училище было преобразовано в Первые, а Московское училище живописи, ваяния и зодчества — во Вторые Свободные Государственные художественные мастерские (Свомас). Декретом Совнаркома в 1920 году их объединили в Московский Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские). В 1926 году он был реорганизован и до 1930 года, пока не был закрыт, существовал уже как Вхутеин (Высший художественно-технический институт).
В новом вузе активно развивались новаторские методы преподавания, основанные на формально-аналитическом подходе. После усвоения формальных дисциплин (живописи, скульптуры, архитектуры, дизайна) на Основном отделении — первой ступени, общей для всех вхутемасовцев, — студенты продолжали обучение на восьми специальных факультетах: «производственных» и относившихся к области «чистого искусства».
Полиграффак считался производственным факультетом. Не раз он менял название: Печатный факультет (1920), Графическо-печатный (1921–1922), Художественно-полиграфический (1924–1926), Полиграфический (1925–1930). Здесь готовили художников по специальностям: литографское дело, металлическая гравюра (фотомеханика и офорт), книгопечатное дело. С 1921 года на факультете шло обучение уже по пяти специальностям: литография, офорт, ксилография, фотомеханика и типографское дело. Три последних были тесно связаны с работой над книгой.
Авторитетнейшей фигурой в институте был В. А. Фаворский, который вначале заведовал кафедрой ксилографии, а позже стал ректором Вхутемаса. Он был убежден, что «устаревшая» традиция обучения техникам графики, унаследованная от Строгановского училища, воспитывает особую культуру работы с материалом. Поэтому на факультете стремились ввести в современную полиграфию все богатство многовековой графической культуры. Впоследствии многие питомцы Полиграффака, например А. А. Дейнека и Ю. И. Пименов, свободно владели как книжно-журнальной, так и плакатной, и станковой графикой.
Именно В. А. Фаворский и Н. И. Пискарёв, возглавлявший ксилографско-книгопечатное отделение Полиграффака, поставили задачу создания художественной книги в новых производственных условиях, ввели в стенах вуза термин «макет книги». В учебной типографии студенты выступали одновременно как авторы макета и иллюстраций, защищая в качестве дипломной работы индивидуальный проект книги.
Экспозиция соединила произведения крупнейших мастеров, преподававших во Вхутемасе — Вхутеине, и самые ранние опыты их питомцев. По учебным и дипломным работам заметно тяготение студентов к различным стилистическим направлениям, к которым принадлежали педагоги: В. А. Фаворский, П. И. Львов, В. Д. Фалилеев и др. Кураторы выставки выбрали среди работ мэтров те, что служили ориентиром для учеников, в частности литографии Н. Н. Купреянова, офорты И. И. Нивинского, рисунки П. В. Митурича.
В двух музейных залах реконструированы некоторые этапы учебного процесса. Их можно проследить на примере заданий по композиции, цветовому и объемно-пространственному решению натуры, выполненных Л. А. Жолткевич, Н. И. Лапшиным, Е. М. Гуревич. В студенческих листах представлены все техники, в которых работали вхутемасовцы (например, рисунок или литография), отражено обучение специальным предметам.
В разные годы художники и их наследники подарили немало работ Третьяковской галерее, способствуя формированию коллекции, связанной с Полиграффаком. Долгосрочный проект «Третьяковская галерея на Крымском Валу открывает свои запасники» позволяет показать это собрание, обычно находящееся в фондах.
В числе произведений, никогда прежде не выставлявшихся, — сохраненные целиком дипломные работы А. Д. Гончарова, Е. А. Афанасьевой, И. Д. Кулешова, М. М. Аксельрода и И. А. Шпинеля, а также отдельные листы из дипломных работ Б. Ф. Суханова, Я. С. Телишевского и других выпускников Полиграффака. Разноплановые творения множества авторов складываются в ансамбль, передающий атмосферу творческого поиска и эксперимента в художественном вузе нового типа. Рассказ о Вхутемасе — Вхутеине дополняют архивные фотографии и документы.
Выставка открыта для публики с 19 июня по 18 октября 2009 года.
Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090618_poligraffak_vhutemasa_vhuteina.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090618_poligraffak_vhutemasa_vhuteina.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.