Изображая тень
ARTinvestment.RU   24 февраля 2009

В испанском музее Тиссен-Борнемиса и фонде Caja Madrid проходит выставка, посвященная изображению тени в разные периоды в истории искусства

В испанском музее Тиссен-Борнемиса и фонде Caja Madrid недавно открылась необычная выставка. Это первый крупный проект, посвященный изображению тени в искусстве стран Запада. Экспозиция объединяет около 140 произведений, созданных более чем 100 художниками, и включает картины, фотографии и даже фильмы. Одна из основных целей выставки — рассмотреть и проанализировать все многообразие значений, проблем и их решений, связанных с изображением тени в искусстве, начиная с эпохи Ренессанса и до наших дней.

Согласно старинной легенде, записанной Плинием Старшим, живопись возникла именно благодаря тени: коринфская дева, дочь гончара из Сикиона, обвела на стене профиль своего возлюбленного, отбрасываемый в свете свечи. Тень как элемент художественного творчества тесно связана с историей европейской живописи. В основном она использовалась для того, чтобы сделать изображение более реалистичным, хотя, несомненно, в некоторые периоды она приобретала различные оттенки значения. Данная выставка призвана обратить внимание на существование таких подходов к изображению тени, которые иногда идут вразрез с общепринятыми правилами. Она также помогает обнаружить зачастую скрытые нити, которые связывают произведения разных эпох и разных авторов.

Экспозиция делится на две части. В музее Тиссен-Борнемиса представлены произведения художников XV — конца XIX века. А фонд Caja Madrid знакомит зрителей с произведениями современных авторов, в том числе мастеров кино и фотографии.

МУЗЕЙ ТИССЕН-БОРНЕМИСА

Происхождение живописи
Первый зал, открывающий экспозицию, посвящен зарождению живописи и уже упоминавшейся выше легенде, которая получила воплощение в работах художников Джозефа Райта из Дерби (Joseph Wright of Derby), Дэвида Аллана (David Allan) и Жозефа-Бенуа Сюве (Joseph Benoît Suvée). Весьма интересным и необычным завершением этой части служит картина наших соотечественников, Виталия Комара и Александра Меламида, в которой авторы представили свое ироничное видение классического мифа, связав его с традициями социалистического реализма.

Ренессанс
Принято считать, что тень впервые появилась в искусстве в IV веке до н. э. благодаря театральным декорациям и выпуклым фигурам античных рельефов. Однако полноценное изображение отбрасываемой тени все-таки следует отнести к эпохе Возрождения. В XV веке тень изображают, основываясь на эмпирических знаниях, а в XVI веке художники начинают связывать ее с таким важным понятием, как перспектива. Феномен тени, возникающей в результате того, что твердый непрозрачный объект помещается между источником света и поверхностью, изучали Джентиле да Фабриано (Gentile da Fabriano), Джованни ди Паоло (Giovanni di Paolo), Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto), чьи работы представлены в экспозиции.

Помимо этого, в эпоху Ренессанса тень приобретает дополнительное, символическое значение, связанное с темой Благовещения. В работах Яна ван Эйка (Jan van Eyck), Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi) и Лодовико Карраччи (Lodovico Carracci) тень, отбрасываемая архангелом Гавриилом или девой Марией, символизирует «тень Вседержителя», властью которого Иисус Христос воплотился в облике человека.

Барокко

В эпоху Ренессанса техника изображения тени являлась частью академического обучения, и использовать ее можно было только с определенными ограничениями, поскольку композиция должна была быть четкой и ясной. Однако со временем, в эпоху барокко художники получили свободу, о которой их предшественники не могли и мечтать, и многие авторы весьма умело воспользовались этим преимуществом. В этой части экспозиции представлены религиозные композиции Жана Леклера (Jean Leclerc), Матиаса Стома (Matthias Stom), Хендрика Тербрюггена (Hendrick ter Brugghen), Жоржа де Латура (Georges de La Tour) и других авторов. В этих картинах тень становится воплощением священного в реальном мире, в повседневной жизни. Здесь также можно увидеть творения Рембрандта (Rembrandt) и Питера де Хоха (Pieter de Hooch), в которых эти мастера использовали игру света и тени для того, чтобы пространственно организовать композицию и создать ощущение конкретного момента во времени.

Романтизм и постромантизм

В XVIII веке тень начинают использовать для повествовательных целей и зачастую для передачи негативных смыслов. Постепенно в искусстве развивается эстетика мрачного и зловещего, неотъемлемой частью которой становится тень. Этот феномен получил воплощение в произведениях Франсиско де Гойи (Francisco de Goya), Генриха Вильгельма Тишбейна (Heinrich Wilhelm Tischbein), Джозефа Райта из Дерби (Joseph Wright of Derby), Адольфа фон Менцеля (Adolph von Menzel), Жана-Франсуа Милле (Jean-François Millet) и Вильяма Холмена Ханта (William Holman Hunt), которые представлены на выставке.

Символизм и fin de siècle

Символизм отходит от натуралистического изображения реальности, и на первый план в искусстве выходит субъективность. Художников и писателей вдохновляет все загадочное и мрачное. В интерьерных картинах Клода Моне (Claude Monet), в которых изображены члены семьи, сидящие вместе за столом вокруг лампы, все еще чувствуется влияние позднего французского романтизма. Но в то же время здесь автор уделяет большое внимание изучению игры света и тени как чисто визуального феномена. Затем примеру Моне последовали художники группы «Наби» Эдуар Вюйар (Edouard Vuillard) и Феликс Валлоттон (Félix Vallotton), но в их работах атмосфера становится более «густой» и «плоской».

Импрессионизм

Экспозиция в музее Тиссен-Борнемиса завершается разделом, посвященным импрессионизму. В отношении художников к тени происходят очень важные и значительные перемены: она теряет свою повествовательную функцию и рассматривается с визуальной точки зрения. Если в ранних работах Моне тени деревьев еще изображены черными, то позднее, в картинах Камиля Писсарро (Camille Pissarro) и Альфреда Сислея (Alfred Sisley) традиционный черный цвет уходит, тени становятся цветными, и постепенно их негативные значения исчезают. В этой части выставки можно также увидеть произведения Фредерика Чайлда Хассама (Frederick Childe Hassam), Хоакина Сороллы (Joaquín Sorolla) и Сантьяго Русиньоля (Santiago Rusiñol).

ФОНД CAJA MADRID

Модернизм. Реалистические течения

В начале XX века кубисты и представители других абстракционистских течений, придерживавшиеся кубистической двухмерности, почти перестали использовать тень. Она снова вернулась в живопись только в творчестве Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico). С ее помощью он придавал изображению видимость реалистичности и одновременно наполнял картину зловещими настроениями. Эта двойственность характерна для многих реалистических полотен начала XX века, в которых мрачность соседствует с фальшивой устойчивостью и порядком. Эта идея получила воплощение в работах Эдварда Хоппера (Edward Hopper), Рокуэлла Кента (Rockwell Kent), Кристиана Шада (Christian Schad), Феликса Нуссбаума (Felix Nussbaum), Карела Виллинка (Carel Willink) и Пейке Коха (Pyke Koch).

Сюрреализм

Среди всех модернистских течений именно сюрреалисты придавали тени наибольшее значение, что, возможно, отчасти объясняется их интересом к изображению снов и фантазий. Представители этого направления: Сальвадор Дали (Salvador Dalí), Ив Танги (Yves Tanguy), Рене Магритт (René Magritte) и Поль Дельво (Paul Delvaux) — стремились изобразить свои фантазии более реалистичными, чем сама реальность, для чего тщательно выписывали каждую деталь и постоянно использовали тени. Завершают эту часть экспозиции работы Макса Эрнста (Max Ernst) и Джозефа Корнелла (Joseph Cornell).

От поп-арта до современности

Тень продолжала играть важную роль и в живописи второй половины XX века. В 1960-е годы на международной арт-сцене доминирует поп-арт. Его представители, в том числе Энди Уорхол (Andy Warhol) и Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein), использовали темы, связанные с рекламой, и в основном изображали тень как неотъемлемый элемент повседневной жизни. Помимо этого, Энди Уорхол также посвятил тени целую серию своих произведений. В дальнейшем тенью интересовались такие художники, как Эд Руша (Ed Ruscha), Герхард Рихтер (Gerhard Richter), Юрген Клауке (Jürgen Klauke), Сьюзан Ротенберг (Susan Rothenberg) и Клаудио Пармиджани (Claudio Parmiggiani).

Фотография

Фотография, которую, кстати, часто называют искусством света и тени, стала очень важным явлением в искусстве XX века и оказала большое влияние на многих художников, упоминавшихся выше. В этой части выставки можно увидеть снимки Мэн Рэя (Man Ray), Брассаи (Brassaï), Отто Умбера (Otto Umbehr), Александра Родченко, Константина Бранкузи (Constantin Brancusi), Яромира Функе (Jaromír Funke), Анселя Адамса (Ansel Adams) и многих других. Завершают эту часть экспозиции три крупноформатные фотографии современного британского художника Сэма Тейлор-Вуда (Sam Taylor-Wood).

Кино

Последняя часть выставки посвящена тени в кинематографе. Здесь посетители могут увидеть отрывки из фильмов Роберта Вине (Robert Wiene), Фридриха Вильгельма Мурнау (Friedrich Wilhelm Murnau), Сергея Эйзенштейна, Альфреда Хичкока (Alfred Hitchcock), Вуди Аллена (Woody Allen), Питера Гринуэя (Peter Greenaway) и Квентина Тарантино (Quentin Tarantino).

Выставка продлится до 17 мая 2009 года.

Источник: museothyssen.org , artdaily.com , artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090224_shadows_exhibition.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090224_shadows_exhibition.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх