Удивительные скульптуры Мартина Пурьера
Американский художник Мартин Пурьер, чья ретроспектива сейчас проходит в Музее современного искусства Сан-Франциско, — продолжатель дела модернистов и минималистов
В Музее современного искусства Сан-Франциско (SF MOMA) проходит очень интересная выставка — ретроспектива американского скульптора Мартина Пурьера (Martin Puryear). В России он пока мало известен, должно быть, потому, что многие критики классифицируют творчество этого талантливого художника исключительно как «современное афроамериканское искусство», к которому в нашей стране, к сожалению, интерес пока не очень высокий. Но будем надеяться что ситуация скоро изменится: современное искусство становится у нас все более популярным.
Мартин Пурьер родился в Вашингтоне в 1941 году. Его отец работал на почте, а мать — в начальной школе. С самых юных лет Пурьер занимался рисованием, а также мастерил различные предметы. «Если меня интересовала стрельба из лука, то я делал лук и стрелы, если меня интересовала музыка, то я делал гитары», — позже вспоминал он. Любовь к работе руками не покинула скульптора — он до сих пор создает свои произведения сам. Художник работает медленно, иногда на создание одной скульптуры у него уходят долгие месяцы, и новые работы он выставляет в среднем раз в три года. Как непохоже на сегодняшних королей арт-рынка Джеффа Кунса (Jeff Koons) и Маурицио Каттелана (Maurizio Cattelan), которые никогда не прикасаются к своим творениям: они только придумывают концепцию, а всю работу за них выполняют ассистенты.
В 1963 году Пурьер закончил Католический университет Вашингтона, где учился живописи. Над молодым человеком нависла угроза армии: война во Вьетнаме шла полным ходом. К счастью, подвернулась альтернатива — волонтерская служба в американском «Корпусе мира» в Сьерра-Леоне, небольшом государстве на атлантическом побережье Африки. Там Пурьер провел два года, работая учителем в местной школе. В Сьерра-Леоне художник познакомился с традиционными африканскими ремеслами, в частности с плотницким делом и плетением корзин.
После службы в Сьерра-Леоне Пурьер не захотел возвращаться в Америку и поехал в Стокгольм, где поступил в Королевскую художественную академию. Художник выбрал Швецию именно потому, что всегда восхищался скандинавским дизайном и мастерством тамошних деревообработчиков. В Европе Пурьер осознал, что его призвание — быть не живописцем или ремесленником, а скульптором. В возрасте двадцати семи лет молодой человек вернулся на родину, где начал учебу в Йельском университете. Тогда моду на американской арт-сцене задавали художники-минималисты, и их лаконичное, стерильное, «безличное» искусство очень повлияло на творчество Пурьера. Позднее скульптор «модифицировал» свой минимализм, внеся туда органические, чувственные формы, напоминающие о творениях модернистов первой половины ХХ века — Ханса Арпа (Hans Arp), Константина Брынкуши (Constantin Brâncuşi) и Исаму Ногучи (Isamu Noguchi).
При входе в просторный светлый зал SF MOMA, где экспонируются творения Пурьера, первое, что бросается в глаза, — надпись, запрещающая прикасаться к работам: они крайне хрупкие. Скульптор использует различные материалы: сталь, проволоку, медь, стекло, гранит, но главным для него остается дерево. Иногда Пурьер красит свои скульптуры в черный цвет, но большинство его творений — натуральных оттенков. Так что кислотных цветов, в которые любят раскрашивать свои скульптуры многие молодые художники, на выставке этого автора вы не увидите.
Работы Пурьера поражают прежде всего своими удивительными формами. Скульптуры художника, большинство из которых весьма внушительных размеров, нередко сочетают в себе органические и геометрические формы. При взгляде на эти изысканные, замысловатые творения вспоминается многое — африканские и индейские артефакты непонятного назначения; странные скульптуры Луиз Буржуа (Louise Bourgeois), изображающие таинственные символы из ее личной мифологии; фантастические объекты, которые создавали французские сюрреалисты… Пурьер-скульптор очень изобретателен: сложно встретить один и тот же образ дважды. Сам художник говорит, что, хоть его искусство и абстрактно, на создание многих скульптур его вдохновили формы предметов из реальной жизни. Иногда художник делает эти предметы частью своих скульптур.
Главный экспонат выставки — новая скульптура «C.F.A.O.» (Compagnie française de l'Afrique occidentale, или «Французская компания Западной Африки»), представляющая собой тележку, на которой стоят крепко сколоченные деревянные «леса». Эти «леса» украшает призрачное лицо, напоминающее лики святых на иконах. На самом деле это лицо — обратная сторона маски африканского племени фанг.
Искусство Пурьера сложно назвать «политическим», но в его творчестве иногда встречаются мотивы, намеки, связанные с борьбой афроамериканцев за свои права. Одна из самых впечатляющих его работ — «Лестница для Букера Т. Вашингтона» — названа в честь выдающегося темнокожего просветителя. Эта 11-метровая кривая лестница, сужающаяся кверху, украшает собой фойе Музея современного искусства.
На аукционы произведения Мартина Пурьера выставлялись около двух десятков раз, то есть редко. Самой дорогой работой Пурьера является деревянная скульптура «Беседка», проданная на аукционе Sotheby’s в мае 2001 года. Она принесла 690 тысяч долларов. Большинство скульптур художника находятся в музеях, а также в галерее Дональда Янга (Donald Young Gallery) в Чикаго.
Источники:
P. S. О скульптуре и современных скульпторах можно почитать следующее:
Скульптура: top-15 громких продаж
Скульптура переживает невиданный аукционный бум
Ретроспектива Луиз Буржуа в Нью-Йорке
Человек из стали: новые скульптуры Ричарда Серры в галерее Гагосяна
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090103_martin_puryear.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090103_martin_puryear.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.