Christie's пережил худший аукцион импрессионистов за 10 лет
У англичан в этот раз плохо продавались французы. Провал торгов импрессионистов и модернистов Christie's связывает с тревогой по голосованию за Brexit
22 июня, в канун референдума в Великобритании, положившего конец членству страны в ЕС, в Лондоне состоялись вечерние торги импрессионистов и модернистов Christie's, признанные экспертами самыми слабыми за последние 10 лет. Суммарная выручка составила £25,6 млн ($37,8 млн) — 63 % от среднего суммарного эстимейта (£32,8–48,7 млн). По лотам продали лишь 63 % — 21 из 33 лотов. По сравнению с аналогичным июньским аукционом Christie's прошлого года выручка упала на 64 %.
Результаты торгов многие склонны связывать с нестабильностью курса фунта на фоне референдума и в целом с Brexit (от слов Britain и Exit). «Есть много предположений о том, к чему приведет нас Brexit», — прокомментировал ситуацию президент Christie’s Юсси Пилкканен (Jussi Pylkkanen), лично проводивший торги.
Однако далеко не все игроки рынка согласны с тем, что все дело в Brexit. Скажем так, не только в референдуме дело. Сектор импрессионистов и модернистов последние годы в целом находится на спаде. Отдельные шедевры, конечно, превышают эстимейты и бьют рекорды, но «средняя температура по больнице» ниже, чем раньше. Клиенты меньше склонны покупать, и завышенные эстимейты этому подавно не способствуют. Мало действительно стоящих предложений. Многие работы не успевают отлежаться, и их снова выставляют. Еще одна свойственная именно Christie's тенденция — все силы бросаются на составление кураторских аукционов, сочетающих в одном каталоге сильнейшие вещи из разных периодов (от импрессионистов и модернистов до послевоенного и современного искусства). Ближайший такой аукцион, посвященный 250-летию Christie's, состоится 30 июня. Традиционные торги импрессионистов и модернистов остаются, так сказать, предоставленными сами себе. И получается то, что получается.
На торгах 22 июня три ценных лота (один Рене Магритт и два Пикассо) были сняты прямо перед началом аукциона. Две других работы Пикассо (одна из них — изображение мушкетера 1967 года с оценкой £2,8–4,8 млн) покупателей не нашли. Второй непроданный Пикассо шесть лет назад был куплен в Париже за €600 750 ($680 000). Теперь его оценили всего в £480 000 ($540 000).
На пейзаж «Аржантёй» Клода Моне 1872 года с предварительной оценкой £4,5–6,5 млн. не было сделано ни одной ставки. При этом Christie’s гарантировал сдатчику продажу этой работы по оговоренной минимальной цене, т.е. гарантию аукционному дому придется компенсировать из своего кармана. «Рынок, похоже, предпочитает работы Моне после 1900 года, — прокомментировал арт-консультант Томас Сейду. — Людям нужны большие, пестрые картины».
На этом фоне благополучной выглядит продажа портрета «Мадам Ханка Зборовская» Амедео Модильяни 1917 года за £8,3 млн (топ-лот торгов). Торговались за картину не менее четырех претендентов. Моделью на портрете является жена покровителя Модильяни Леопольда Зборовского. Эстимейт составлял £5–7 млн. Напомним, что днем ранее, 21 июня на Sotheby’s другой портрет Модильяни — «Жанна Эбютерн (с шейным платком)» — ушел за £38,5 млн ($56,6 млн).
Пейзаж Пьера-Огюста Ренуара «Скалы в Эстаке» (1882) достиг цены £1,1 млн при верхнем эстимейте £500 тыс. Другая работа Ренуара — «Габриэль, занятая штопкой» (1908) — был куплен в прошлом году в Японии за £1,5 млн. С такой же оценкой он был выставлен сейчас, однако желающих его приобрести не нашлось.
Источники: bloomberg.com, artmarketmonitor.com, artnet.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20160624_christies_imp_mod.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20160624_christies_imp_mod.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.