Art Investment

Коллекция Ива Сен-Лорана обретет новых владельцев

Сегодня в парижском Гран-Пале состоится первая серия торгов, на которые будет выставлена коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже

Пьер Берже и я — мы оба хотели, чтобы наша коллекция отражала наши личные пристрастия, а единственным критерием ее пополнения было бы качество.

С 23 по 25 февраля 2009 года в Париже состоятся торги аукционного дома Christie’s, на которые будет выставлена коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже. Они пройдут в Гран-Пале при поддержке аукционного дома Pierre Bergé & Associates.

Как и во многих случаях, когда индивидуальность коллекционера накладывает свой отпечаток на его собрание, слово «коллекция» приобретает уникальный смысл, когда мы слышим имена Ива Сен-Лорана и Пьера Берже. Работы, собранные в их квартирах на рю де Бабилон и рю Бонапарт, являются одним из самых значимых художественных собраний из тех, что когда-либо появлялись на арт-рынке. Результат более чем полувекового страстного поиска редких и уникальных произведений, эта коллекция, служащая ярким образцом французского вкуса, вобрала в себя шедевры импрессионизма и модернизма, произведения в стиле ар деко, сокровища античного мира, работы Старых Мастеров и художников XIX века. Предварительная стоимость коллекции, состоящей из более чем 700 лотов, составляет 200–300 миллионов евро.

Ив Сен-Лоран завещал права на часть своей коллекции Фонду Сен-Лорана — Берже, созданному после ухода кутюрье из мира моды. После его смерти Пьер Берже принял решение выставить коллекцию на торги и создать новый фонд, который будет субсидировать научные исследования и разработки, направленные на борьбу со СПИДом.

Коллекция является не только образцом стиля и качества, она — выражение гармонии между произведениями, их владельцами и окружением. По словам Пьера Берже, источником для вдохновения при создании коллекции послужил пример виконта и виконтессы Ноаль — известных аристократов и меценатов: «Именно они научили нас смешивать стили, эпохи и даже континенты».

История коллекции

В 1972 году Ив Сен-Лоран и Пьер Берже покинули свою квартиру на площади Вобан и перебрались на рю де Бабилон. Квартира ранее принадлежала американцу, который оформил ее в минималистском стиле, обив стены дубовыми панелями, однако он так и не успел обжить ее. В начале 1930-х годов в квартире поселилась Мари Куттоли (1879–1973). Ее жизнь была наполнена страстью к искусству, и она положила начало необычному предприятию — ограниченными тиражами выпускала обои, созданные по эскизам Пикассо, Леже, Матисса и Ле Корбюзье. Ее коллекция, собранная на рю де Бабилон и включающая в себя шедевры Пикассо, Брака, Колдера, Клее, Миро, Дюфи, Леже и даже Жака Руо, была частично передана в дар Национальному музею современного искусства Парижа.

Вестибюль

Интерьер вестибюля ласкает глаз изогнутыми линиями, обволакивающими красными тонами декора и куполообразным потолком, украшенным позолоченными листьями; гостей встречает римский торс из белого мрамора.

Главная гостиная

Главная гостиная с дубовыми панелями, на которых расположены картины, — это «приветственная ода» коллекции. Полотна подписаны именами Жерико, Энгра, Леже, Клее, Матисса, Сезана, Пикассо, Гриса и Мунка. Дух стиля ар деко царит здесь благодаря предметам мебели работы таких мастеров, как Легран, Жан Дюнан, Эйлин Грей. На столах — работы мастеров ар деко Рато, Рульмана и Жана Мишеля Франка, а также замечательные произведения из золота и серебра, вермель (позолоченное серебро) и слоновая кость эпохи Ренессанса и XVIII столетия.

Музыкальный салон

Для оформления музыкальной комнаты эстеты Берже и Сен-Лоран пригласили Клода и Франсуа-Ксавье Лаланн, чей поэтичный стиль с растительными мотивами полностью удовлетворял вкусам хозяев. Началось все с одной пары зеркал, которые Клод Лаланн повесил в комнате в 1974 году. На этом декор салона не был завершен, и вскоре стены комнаты были украшены 15 зеркалами в бронзовых рамах с держателями для свечей, чтобы по ночам их огни, отражаясь в зеркалах напротив, создавали своеобразную атмосферу «братства Нарциссов».

Идея такого оформления комнаты пришла Сен-Лорану в голову после путешествия в Баварию и Австрию, где в зеркальных залах барочных замков люди и предметы превращаются в дрожащие отражения, которые множатся до бесконечности. По словам Пьера Берже, этот образ и послужил отправной точкой, причем «в гораздо большей степени, чем Галерея зеркал в Версале».

Клод Лаланн: «Во время нашей первой встречи с Ивом меня больше всего привлекла его эмоциональность. Это черта, которая нас сближает. И именно она помогла мне воплотить в жизнь идею о зеркальной комнате, воспоминания о которой до сих пор со мной».

Кабинет редкостей

Спустившись по лестнице на нижний этаж, можно обнаружить деревянную крышку египетского саркофага, относящуюся к IV веку до нашей эры. Небольшая комната похожа на сокровищницу немецких курфюрстов. Она была оформлена в 1980-х годах Жаком Гранжем и содержит в себе подборку камей, эмалей, ювелирных украшений, глиняных чаш, изделий из горного хрусталя и слоновой кости, жемчуга и ляпис-лазури, а также деревянную статую Будды династии Мин, покрытую позолотой.

Библиотека

Индивидуальный отпечаток личностей Ива Сен-Лорана и Пьера Берже лежит и на оформлении этой светлой комнаты с видом на сад. Несмотря на то, что комната оформлялась с оглядкой на библиотеку в особняке виконта и виконтессы Ноаль, она по-своему уникальна. Внутреннее пространство комнаты структурировано при помощи разнообразных перегородок с маркетри из цветной древесины, а также приставными и журнальными столиками работы Жана Мишеля Франка из различных пород дерева.

Никого не смогут оставить равнодушными три полотна кисти Пита Мондриана, выполненные в 1914, 1920 и 1921 годах. Они напоминают о коллекции одежды, созданной Сен-Лораном в 1965 году и названной по имени художника. Далее взгляд падает на гуашь Матисса 1937 года под названием «Танцовщик», созданную задолго до «Джаза» — работы, для которой данная гуашь служит своеобразной предтечей. Противоположную стену украшает гобелен по эскизу Эдварда Берн-Джонса «Поклонение волхвов». Среди ламп работы Франка и Джакометти, античного мрамора, произведений из бронзы XVII и XVIII веков можно обнаружить пейзаж Руссо и портрет Жана Кокто кисти Модильяни.

Сад

В самом центре сада стоит фигура Минотавра. Это необычайно редкая и интересная работа, монстр с головой быка, которая, скорее всего, была частью скульптурной композиции, изображающей битву между Минотавром и Тесеем в лабиринте. Минотавр с благосклонностью взирает на расставленные подле него мраморные скамейки, созданные Франсуа-Ксавье Лаланном по заказу Сен-Лорана и Берже в 1974 году.

Рю Бонапарт

В конце 1980-х годов Пьер Берже переехал на рю Бонапарт, в дом, который был свидетелем рождения Эдуара Мане. Это жилище, оформленное декоратором Франсуа-Жозефом Графом, является воплощением любви к высокому искусству. Гостей встречают 4 женских бюста из резного дерева XVIII века. Покрытые краской и позолотой, эти бюсты символизируют собой континенты: корону Европы венчает фигурка коня, корону Америки — орел, Азии — слон, а Африки — лев.

Стены гостиной украшают полотна Энсора, Энгра, Жерико, Гогена, Тулуз-Лотрека, Мане, Вюйара, Пикассо и Брака. На столах — скульптуры XVI и XVII веков. Первое, что привлекает взгляд, — это полотно Джеймса Энсора под названием «Отчаяние Пьеро», с его безупречной композицией. Пьеро уходит вместе с Коломбиной, окруженный персонажами итальянской комедии дель арте. Картина была любезно одолжена Пьером Берже музею Орсе для выставки «Маски: от Карпо до Пикассо», которая проходит с октября 2008 года по февраль 2009-го.

В библиотеке мы можем видеть античные произведения из мрамора, бронзу эпохи Ренессанса, уникальную подборку лиможской эмали, которая включает в себя блюда и подсвечники из собрания Юбера Живанши. На стенах — портрет мужчины кисти Франса Хальса, работа Питера де Хоха и портрет молодой девушки кисти Корнелиса де Во.

Шато Габриель

В 1983 году Сен-Лоран и Берже приобрели шато Габриель в местечке Бенервилль-сюр-Мер в Нормандии. Из произведений, собранных в шато, на аукцион будет выставлено полотно Эдуара Вюйара «Сирень», на котором изображена покровительница искусств Мисия Серт; «Луна» кисти Берн-Джонса (1875), подсвечник работы Клода Лаланна и серебряный буфет со столовыми приборами Шарля Кристофля, в котором более 1 200 предметов.

Модернизм

Томас Сейду, глава европейского отделения «Искусство импрессионизма и модернизма»: «Коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже — это яркий пример выдающегося частного собрания работ модернизма. Для нас было по-настоящему уникальным опытом обнаружить огромное количество произведений столь исторически значимых и в превосходном состоянии. Коллекции такого масштаба и качества очень редко появляются на арт-рынке. Коллекция гармонично сочетает в себе поздние кубистические творения Пабло Пикассо и Хуана Гриса с резной деревянной скульптурой Константина Бранкузи и натюрмортом Матисса. Композиции Пита Мондриана являются настоящими шедеврами. Как мы знаем, размер не является синонимом качества. Небольшие работы, среди которых коллаж Хуана Гриса, ранний итальянский пейзаж Эдгара Дега или “Прекрасная Элен” Марселя Дюшана, являются ярким подтверждением этого тезиса. Не стоит исключать из этого списка и “Пьеро” Энсора — полотно, являющееся самым значительным произведением художника из тех, что выставлялись на торги за последние 25 лет (а точнее, с тех пор, как это же полотно ушло с молотка в начале 1980-х годов). Для нас огромная честь принимать участие в торгах подобного масштаба. Целый ряд шедевров, которые присутствуют среди лотов предстоящих торгов, являются вершинами творчества многих мастеров XX века».

 

Произведения искусства эпохи Ренессанса

Дональд Джонстон, директор отделения скульптуры: «Коллекция Сен-Лорана и Берже знаменита в первую очередь широким охватом представленных в ней стилей и редкостью отдельно взятых произведений. Особого внимания заслуживает подборка эмалей эпохи Ренессанса, и в особенности венецианские и лиможские образцы. Из последних можно отметить овальное блюдо Жана де Кура конца XVI века с изображением «Похищения Европы», а также портреты Христа и Девы Марии, датированные 1554 годом, работы Леонарда Лимузена. В коллекции также присутствуют изделия из бронзы, например, бронзовая модель с изображением Гермафродита, приписываемая Джанфранко Сузини, а также произведения из слоновой кости — в частности, работы австрийского скульптора Симона Троже».

 

Античность

Макс Бернхаймер, международный специалист по произведениям античного мира: «В коллекции присутствует несколько предметов античности, которые прекрасно дополняют живописные полотна и общее оформление дома. Одним из самых значительных из них является римский мраморный торс Аполлона, а также скульптура Минотавра. Торс Аполлона расположен в вестибюле. Это первое, что видят люди при входе в дом. Римская статуя бога в полный рост была подражанием статуе Аполлона Ликейского, которую приписывают Праксителю. Статуя Минотавра — это необычайно редкая и интересная работа, представляющая монстра с головой быка, которая, скорее всего, была частью скульптурной композиции, изображающей битву в лабиринте между Минотавром и Тесеем».

 

Старые Мастера и XIX век (живопись)

Сесиль Бернар, глава подразделения «Живопись Старых Мастеров»: «Страсть обладателей коллекции к смешению стилей, эпох и школ очень ярко выражена в подборке живописи Старых Мастеров. В коллекции присутствуют образцы разных столетий и школ. “Портрет графини де Лару” — это самый первый из известных женских портретов кисти Энгра. Он также является редким примером портрета кисти этого художника, на котором модель изображена не в помещении. Написанное Энгром в 24-летнем возрасте, это полотно, жемчужина его творчества, поражает элегантностью линий, изысканной палитрой и тончайшей передачей деталей богатого туалета графини. Все эти черты стали позднее характерными для творчества Энгра. В коллекции также присутствует выдающийся портрет работы Франса Хальса и два полотна с изображением играющих детей кисти венецианского художника Франческо Фонтебассо, а также “Сцена в интерьере” Питера де Хоха».

Себастьян Гетц, специалист по живописи XIX века: «Подборка живописи XIX века в коллекции Сен-Лорана и Берже несет отпечаток безусловного вкуса, независимого от веяний и изменений арт-рынка. Помимо того что наличие нескольких редчайших работ Жерико в частном собрании — это уже большая редкость, три детских портрета кисти этого художника — это особый случай. “Портрет Альфреда и Элизабет де Дро” — это работа, напоминающая полотна Гойи. В коллекции также присутствуют работы прерафаэлитов, среди которых особое место занимает “Луна” Эдварда Берн-Джонса».

 

Старые Мастера и XIX век (рисунки)

Бенджамин Перонне, глава международного отделения «Живопись Старых Мастеров»: «В коллекции присутствует пять замечательных полотен XIX века. В подавляющем большинстве — это портреты, подписанные именами Давида, Энгра и Делакруа. Самым значительным произведением, безусловно, является портрет кисти Давида из серии, написанной художником во время тюремного заключения в 1795 году. На всех портретах серии изображены заключенные революционеры. На протяжении долгого времени это полотно считалось автопортретом художника, и принадлежало братьям Гонкур».

Искусство стран Азии

Матильда Корто, глава отделения искусства стран Азии: «Произведения искусства стран Азии, присутствующие в коллекции Сен-Лорана и Берже, говорят о безусловном вкусе владельцев. К исключительным работам относятся деревянная статуя Будды XVI века, покрытая позолотой, и изящная бронзовая курильница XVII века, украшенная орхидеями. Но в первую очередь внимание стоит обратить на две бронзовые головы животных из зодиакальной клепсидры (водяных часов) летнего дворца императора Цянь-Луна (1736–1795). Созданные в период с 1756 по 1759 год под руководством знаменитого иезуитского священника Джузеппе Кастильоне, они несут вполне узнаваемый отпечаток западного искусства. Клепсидра состояла из голов 12 животных китайского зодиакального цикла, которые по очереди выплевывали воду, отмечая тем самым время суток. В полдень вода извергалась из всех 12 голов одновременно».

  • Бронзовая голова крысы из зодиакальной клепсидры летнего дворца императора Цянь-Луна. Китай, династия Цин, эпоха правления императора Цянь-Луна (1736–1795)
  • Деревянная статуя Будды, покрытая позолотой. Китай, династия Мин, XVI век

На торгах также можно будет приобрести различные произведения декоративно-прикладного искусства: антикварную мебель и мебель в стиле ар деко, посуду, зеркала, предметы из серебра.

Источник: пресс-релиз Christie’s


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090223_yves_saint_laurent.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090223_yves_saint_laurent.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».