Коллекционера Константина Григоришина заочно арестовали
ARTinvestment.RU   27 апреля 2016

Владельца 300-миллионного собрания живописи и графики преследуют за неуплату налога на прибыль в размере $10–15 млн. Точно по сумме еще не решили

Российский бизнесмен Константин Григоришин родился на Украине, в Запорожье. Состояние он сколотил в начале 1990-х на продаже украинского металла в Россию. Сейчас на Украине у владельца группы «Энергетический стандарт» сосредоточены основные активы — «Сумское НПО имени М. В. Фрунзе», «Запорожтрансформатор», компании, производящие оборудование для электроэнергетики. В общем, владелец заводов, газет, пароходов («Укрречфлот» тоже принадлежит ему).

Пишут, что, кроме российского, у него есть гражданство Кипра и что 2008 году Григоришин был спонсором «оранжевой революции». Есть мнение, что в России находится лишь малая часть активов бизнесмена. Но он жил в Москве. И именно в Москве у «друга Порошенко» (как называет его Forbes) сейчас и возникли проблемы с государством.

Решение о заочном аресте Константина Григоришина Басманный суд Москвы принял вчера, 26 апреля 2016 года. Коммерсанту, чье состояние в 2016 году после кризисных потерь оценивается в $950 млн (82-е место в списке Forbes), Следственный комитет насчитал недоимку по налогам — то ли $10 млн, то ли $15 млн. Дали уехать, потом арестовали имущество, квартиры, дачу, провели обыски на предприятиях, объявили в международный розыск. Бизнесмен, находящийся предположительно в Киеве, вроде бы согласен заплатить предъявленную недоимку добровольно, без признания вины, но ему не дают это сделать по организационным причинам.

В частности, по причине того, что следствие и обвинение не сформировали единую позицию по сумме недоимки. Как такое может быть? Не спрашивайте. Пожалуй, лучше процитирую «Коммерсантъ»: «…адвокат (Григоришина. — AI.) Андрей Бастраков заявил, что накануне заседания суда он побывал в столичной налоговой инспекции № 2, которая выявила недоимку, но не смог получить от ее руководства внятного ответа, сколько же именно нужно заплатить. По словам защитника, в разных документах фигурировали различные суммы — 647 млн и 674 млн руб. В итоге налоговики направили защитника к следователю. Разница почти в 30 млн руб. заинтересовала Артура Карпова (судья, рассматривающий дело. — AI.), который за разъяснением обратился к находящемуся в суде представителю ФНС. Последний еще больше озадачил присутствующих, сообщив, что, по его информации, сумма недоимок с пенями и штрафами составляет 916 млн руб.»

Ладно. Как говорится, без нас тут разберутся.

Ясно, что 674 миллиона рублей равно как и 916 миллионов рублей для Григоришина сумма чувствительная, но точно не критичная. А вот для внутреннего русского рынка искусства, годовой объем продаж на котором в 2015 году составил не более $20 млн ($4,2 млн — аукционные продажи, остальное — галерейные) потеря даже одного такого покупателя будет существенной.

Очевидно, сейчас бизнесмену будет сильно не до искусства. А ведь Григоришин был покупателем не рядовым, а очень активным и, по косвенным признакам, довольно щедрым.

Его первой покупкой был пейзаж Клодта за $20 000 в далеком 1993 году. Купленный эмоционально, по совету друга — скорее, случайно. Но вышло так, что уже в 2010-х в собрании Константина Григоришина были первые имена и шедевры мирового искусства — Пикассо, Модильяни, Герхард Рихтер, Питер Доиг, Поль Дельво и др. Григоришин не фокусируется на одном направлении, а стал коллекционером широкого профиля. Кроме мирового искусства, он собрал отменную коллекцию украинского авангарда (Богомазов, Ермилов). У него одна из лучших коллекций советского неофициального послевоенного искусства (наших шестидесятников: Краснопевцева, Рогинского и др.). Собирал Григоришин и современных русских художников. Все самое лучшее. Что особенно важно, свою коллекцию Григоришин не прятал за семью замками — охотно давал работы на выставки, задавал планку, своим примером создавал моду на коллекционирование искусства. Помню, как на АРТ-МОСКВЕ в 2009-м в рамках спецпроекта он выставил исполинского размера работу Питера Доига «Лодка», купленную накануне за западном аукционе за сногсшибательные деньги. Многие тогда впервые узнали о существовании Доига.

Сейчас арест наложен как раз за дела 2009–2010 годов. И хорошо, если налоги действительно причина, а не предлог.

Что тут скажешь? Чудеса последовательности. То власти спешно придумывают, как инвестклимат улучшить, то истово трясут за налоги пятилетней давности. Трясут тех, кто и так согласен заплатить. Причем трясут громко, с арестами да с обысками. «Ну что ты орёшь? Ты же мне всю рыбу распугал...» — бурчал в таких случаях Карлсон. И кто скажет, что толстяк с пропеллером был неправ?


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20160427_grigorishin.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20160427_grigorishin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх